x x
menu

Определите и прокомментируйте главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»

Единение английской нации, духовный подъем, напряженность культурной жизни - при таких условиях на границе ХVI-ХVII ст. появилась в английской литературе величественная фигура Вильяма Шекспира. «Гамлет» - одна из известнейших трагедий великого драматурга. Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и продолжительной популярности пьесы, как популярность «Гамлета». Почти триста лет эта трагедия живет на театральных сценах мира. Секрет такой длинной заинтересованности ею - в философской глубине и гуманистическом воодушевлении этого произведения.

Морально-философские мотивы этой трагедии раскрываются через образ главного героя - Гамлета, принца датского. Почти три столетия зрители, читателе пьесы, исследователи стараются разгадать загадку этого характера: слабый он или сильный, покоряет обстоятельствам или действует согласно своим убеждениям. В начале прошлого столетия английский поэт Томас Элиот очень метко заметил: «Пьеса „Гамлет” - первоочередная проблема, а Гамлет как характер - только второстепенная».

Герой живет в произведении, как само произведение живет в традиции, перекликается с другими, ему подобными. В эпоху Шекспира популярнейшим жанром была трагедия мести. У этого жанра был свой взгляд на мир, своя философия, которая исходила из того, что месть восстанавливает гармонию, а отказ от мести делает человека соучастником зла, оказывает содействие уничтожению гармонии мира.

От этого закона отступает Гамлет. Он человек нового времени, гуманист, и жестокая месть противоречит его натуре. Вдобавок, чтобы воспринимать месть как акт, который имеет всемирное значение и восстанавливает всемирную гармонию, необходимо было мыслить по-старому, воспринимать себя частицей мирового целого. Именно этого Гамлет и не ощущает. Он отчужден от мира, не верит, что один удар может что-то решить в мировой гармонии, что он своими силами может что-то изменить. Осознание своего отношения к миру наиболее тяжело дается герою. Именно этому и посвящена трагедия, а месть становится лишь одним из проявлений этой проблемы. Итак, один из главных философских мотивов трагедии - это мотив отчужденности человека.

Мотив отчужденности развивается в течение всей трагедии, растет и, в конце концов, приводит к катастрофе. Если внимательно перечитать трагедию, то можно заметить довольно странную вещь: в произведении существуют будто два образа Гамлета. Первый - Гамлет действия, поступков. Второй - Гамлет монологов. Над первым еще сохраняется власть общепринятого: он действует так, как надлежит человеку его времени и общественного слоя, но до тех пор, пока дело не касается главного решения - отомстить. Здесь Гамлет переходит к монологам. В монологах Гамлета поднимаются глубокие философские вопросы: кто такой человек, какой он - сильный или слабый, почему мир несовершенный, возможна ли победа добра в этом мире.

Раздумья Гамлета о назначении человека приобретают трагическую окраску. Зло, считает он, всесильное, и человек - весьма слабое существо, чтобы противостоять ему. События трагедии будто подтверждают эти соображения героя: без вины гибнет Офелия, а зло остается ненаказанным. Герой переживает сложную борьбу между чувством обязанности и собственными убеждениями и приходит к печальному выводу: «весь мир - тюрьма», где нет места человеческим добродетелям, где каждый человек обречен на одиночество.

Вывод. В трагедии «Гамлет» Шекспир поднял сложные моральные и философские вопросы. Почему человек не может достичь счастья и гармонии, в чем смысл человеческого бытия, преодолимо ли зло - вот лишь основные философские проблемы, которые поднимает Шекспир в своей трагедии. Он не дает на них окончательного ответа, наверное, это и невозможно. Но его вера в человека, в его возможности создавать добро, противостоять злу - путь к ответу на них.

Опорные слова: гуманистический взгляд на человека, борьба добра и зла, одиночество человека в мире, способность изменить мир на лучший, мотив отчуждения человека, мотив мести.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать