x x
menu

Оппозиция Фауст – Рафаэль, диалектическое решение проблемы добра и зла. Трагический конфликт Фауст – Маргарита

Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Произведение Гете, как каждое классическое произведение, является многотемным и многоидейным. Конечно, мы не можем затронуть все темы, которые есть в произведении (например, проблемы власти, войны и религии в обществе). Однако мы обсудим тему добра и зла и тему любви, чтобы раскрыть самые потаенные стороны человеческой души.

Взгляните, пожалуйста, на выражение Гете, которое стало эпиграфом сегодняшнего урока: автор частицами своей души считает и Фауста, и Рафаэля. Почему? Это мы попробуем понять. (Ученики записывают тему и эпиграф в тетради).

 

III. Работа над темой урока.

1. Исследовательская работа в 4 группах.

Задача для группы 1.

Сравните образы Рафаэля и Фауста. Чем продиктовано поведение каждого из них? Какую роль сыграет Рафаэль в жизни Фауста?

 

Фауста и Рафаэля объединяет неординарность, а рознит назначение. Фауст и Рафаэль - антиподы, как и Рафаэль с Богом. Миссия Рафаэля в этом мире - показать низость человеческую. Он не заставляет людей грешить, торговать своей совестью и душой; наоборот, он оставляет людям права выбора: «Я той силы часть, что делает лишь добро, желая лишь злого». Таким образом, большая роль Мефистофеля не только в жизни Фауста, но и в идейном содержании трагедии.

Фауст - не просто обобщенный, типичный образ прогрессивного ученого. Во время спора на небесах он представляет все человечество, хотя и принадлежит к наилучшей его части. Таким образом, он символически представляет собой человеческую популяцию; его судьба и жизненный путь не просто аллегорически отображают все человечество, а будто бы указывают на «здоровый рецепт» существования каждого человека: живи общими интересами, работай ради общего благосостояния - в этом есть счастье.

 

Рафаэль - дух разрушения, но вместе с тем враг бездумной недвижимости и сила, которая противостоит застою, бездеятельности. Он - скептик, который пренебрегает человеческой природой и уверен, что знает о ней всю правду: род человеческий никчемный, слабый, которому присущи недостатки и низкие страсти, эгоизм и беспомощность. Его роль является двоякой. Как личность Рафаэль противостоит Фаусту (и автору) своей не верой в добро, в гуманистическую сущность человека. Он раскрывает человеческие слабости, запутанность и несправедливость человеческих отношений; все низкое и неприличное воспринимает как норму бытия на земле. И автор, и Рафаэль понимают и декларируют диалектическую творческую роль возражения.

Задача для группы 2.

Охарактеризуйте образ Маргариты. Закономерным ли является финал жизни Маргариты? Как вы думаете, почему Маргарита была прощена Богом?

Ожидаемый ответ.

Маргарита - простая девушка, не имеет ни острого ума, ни глубоких знаний, ни высоких мечтаний. Она - воплощение откровенности, чистоты; земная и понятная. Доброта, умение прощать, готовность уступать, скромность, нежелание выделяться привлекают к ней изысканный ум и неспокойную душу Фауста. Девушка способна на всеохватывающую, жертвенную и верную любовь. Маргарита добрая, нежная и женственная. Ее мыслями и действиями полностью руководит любовь и любимый, на определенное время они целиком овладевают ею. Она не может творить несправедливость, поэтому печальный финал ее любви и жизнь логически неминуемы: ее поступки противоречат ее сущности. Мы сочувствуем Маргарите, мы страдаем вместе с ней, с первых сцен ее появления в трагедии ощущая, что девушка обречена.

Находясь в тюрьме, накануне смертной казни отказавшись от спасения благодаря исповеди перед смертью, Маргарита высказывает печаль по поводу того, что «всегда была безголосой». Она предъявляет обвинение себе в том, что нарушила заповеди, подверглась любви и чарам Генриха-Фауста, бездумно пошла за ним. Это не прозрение, а проявление моральных позиций ее внутреннего мира. При этом отчаяние героини, желание заслужить прощение, острое ощущение личной ответственности за совершенное, отказ от любых льгот поднимают Маргариту на высоту страдающего душевного очищения. Зная, что сонное зелье, от которого умерла мать, ей дал Фауст, сознавая, что убийство ребенка было также вынужденным, своей вины Маргаоита не перекладывает на любимого.

 

И, сохранив лучшее в своей душе, она даже после смерти выше Рафаэля. В финале первой части Рафаэль, утратив ожидание вывести Маргариту из тюрьмы, выкрикивает: «Она осуждена на мучения!», но Голос с неба возражает: «Спасенная!». Бог прощает Маргарите ее грехи, и этим Гете проявляет гуманистическое отношение к женщине, которая имеет право на сочувствие и понимание.

Задача для группы 3.

Проанализируйте взаимоотношения между Фаустом и Маргаритой. Чем заканчивается их любовь? На чьи плечи ложится ответственность за последствия их взаимоотношений? Почему Маргарита отказывается убежать с Фаустом из тюрьмы и Фауст оставляет ее там?

Ожидаемый ответ.

Ни одна из земных утех, которыми соблазняет Фауста Рафаэль, ученому не по душе. Он стремится:

Вместить в себе всю радость и мучения, Все то, что человечеству выпало на судьбу,- и глубь, и высь...

Рафаэлю удается убедить Фауста в силе и красоте любви. Омоложенный Фауст видит Маргариту, и в его сердце просыпается жадность любви. Для Рафаэля путь к женскому сердцу один - лесть, подарки, подкуп. И любовь, которая пленила сердце Фауста, подсказывает ему собственный путь к сердцу девушки, и он обходится без помощи черта. Фауст и Маргарита проводят теплые вечера вместе, девушка также охвачена страстью и грустит за любимым.

Однако Фауст и Маргарита - люди разного социального положения, интеллектуальной конституции, их назначение разное, поэтому общего будущего у них быть не может. Фауст, хотя и любит искренне, не в силах представить себе это чувство концом поисков; он является эгоистом в своей пылкости еще и потому, что не может устаивать перед ее соблазнами. Он бы никогда не получил удовлетворения от такого варианта возможного человеческого счастья. Маргарита никогда бы не постигла цели жизни Фауста, поэтому их взаимоотношения не могли иметь оптимистичного финала. Любовь Маргариты и Фауста не имела перспективы еще и потому, что в те времена отношение общества к женщине, которая имела внебрачную связь с мужчиной, было негуманным. Однако Гете усматривает причину трагической развязки любовных взаимоотношений Фауста и Маргариты не столько в социальной сфере, сколько в сфере духовного развития героев. Именно это стало причиной того, что их встреча в тюрьме была последней.

 

Задача для группы 4.

Изменила ли Фауста любовь к Маргарите? Если да, то каким образом? В чем подобное и отличное в его любви к Маргарите и Елене?

Ожидаемый ответ.

Стихия любви захватила героев трагедии. Но любовная коллизия между Фаустом и Еленой Прекрасной, потеря ими сына и семейного счастья - это изображение лишь символической любви, в котором внедрена мысль просветителей о роли античности в судьбе общества. Суть взаимоотношений Фауста и Маргариты - большое земное чувство, способное изменять людей. Любовь к Маргарите духовно подняла Фауста: он сумел увидеть в ней не только красивую женщину, а и человека, у которого, хотя и ограниченный, но свой внутренний мир. Вместе с тем стремление к самоутверждению в любви приводит ученого к чрезмерным жизненным стремлениям, к неоднократному невольному и трагическому нарушению моральных принципов. Он хорошо понимает, что виновен в трагедии девушки. Опыт этой любви повлиял на формирование у Фауста чувства ответственности за собственные поступки.

Конец своей первой любви и гибель Маргариты Фауст пережил тяжело, но стремление действовать принуждает его продолжить поиски счастья. Новая любовь - это владение совершенной античной красотой - Еленой, которую защитить от наказания Менелая он так и не смог; жизнь их сына Евфориона оборвалась трагически. Мы можем говорить о том, что первая любовь разбудила в сердце Фауста «естественные», наилучшие черты, а вторая - корысть, привычку к потреблению и равнодушие к чувствам такого сорта.

2. Сообщение учеников об отношении к женщине во времена Гете в Германии и в других странах (по опережающей задаче).

IV. Рефлексия.

1. Обобщение. Вывод.

Учитель. Смысл оппозиции Фауст - Рафаэль, с одной стороны - соблазн человека тайными знаниями, с другой - победа человечности над темными силами, которые видны в финале трагедии. В произведении получаем трактование Бога и Божественного. Но Бог Гете - это Бог природы и любви. Итак, и для Маргариты находится оправдание.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать