x x
menu

Объясните своеобразность изображения темы любви в трагедии «Фауст» Й. В. Гете. Охарактеризуйте образы Фауста и Маргариты

«Фауст» Гете принадлежит к тем вершинным произведениям, которые не только отображают духовную жизнь человека, а и сами оказывают содействие духовному развитию человечества. Эта трагедия стала итогом многолетних творческих поисков писателя, его раздумий о духовной сущности человека и всего человечества.

В центре авторского внимания находятся философские проблемы: духовное состояние мира, человек и природа, роль культуры в развитии человечества, место человека на земле, смысл бытия личности, его моральный выбор и т.п. И Гете убедительно доказывает, что эти проблемы рано или поздно возникают перед каждым человеком, тем не менее, не каждый человек способен взять на себя смелость решать их. Тема любви, которая занимает важное место в трагедии, помогает осознать эту мысль.

Любовь приходит к Фаусту тогда, когда он ощутил, что тайна бытия, которую он неутомимо искал всю свою жизнь в работах выдающихся ученых прошлого, не открылась ему. Он ощущает, что истину невозможно уместить даже в самые умные книги, так как самая жизнь богаче и разнообразнее, чем может представить себе человек, она изменяется и ставит перед человеком новые и новые проблемы.

Фауст понимает ограниченность человеческого познания. Иногда человеку кажется, что он достиг цели, но его ожидания оказываются напрасными, ему приходится снова продолжать свои поиски. Героя удручает невыясненность важных проблем, поэтому его кабинет, а вместе с ним и весь мир кажется ему «тюрьмой-норой». В начале произведения Фауст переживает трагический конфликт в собственном сознании - конфликт между желанием познать «основу основ» и невозможностью сделать это. Конфликт в душе героя приводит к тяжелым сомнениям, даже к попытке самоубийства, но его возвращают к жизни голоса людей, церковный звон и воскресные пения в честь Христа - это будто голос Бога, обращенный к человеку, «небесная весть любви и мира», что зовет к творческому поиску истины, а не к отказу от нее.

Фауст стремится познать истину, и его не пугает та цена, которую Рафаэль просит заплатить за это - душу Фауста. Рафаэль подвергает испытанию Фауста, предлагая разнообразные «радости жизни», но только искреннее чувство любви способно принудить Фауста хотя бы на некоторое время забыть о поиске абстрактной истины жизни. Встретив Маргариту, Фауст понимает, что любовь - высочайшая ценность.

Рафаэль хотел сделать Маргариту орудием в своих руках, пробудить у Фауста чувственность, неистовство страсти. Но именно в простой и неопытной девушке нашел Фауст родственную душу.

Маргарита еще совсем молодая девушка, воспитанная на строгих моральных принципах. Она трудолюбивая, умеет навести порядок во всех хозяйственных делах. Дни ее однообразные, заполненные обычной работой. Любовь к Фаусту, которая неожиданно пришла в ее жизнь, открыла ей совсем иной мир.

Рафаэль старался доказать, что человек не знает настоящей любви, а ищет лишь плотские утехи. Он подталкивает Фауста к вранью, служит причиной трагедии Маргариты, но, вопреки драматической развязке любовной коллизии, любовь оказывается сильнее дьявольского расчета. Фауст полюбил по-настоящему. Любовь возбудила в его душе неведомые силы, открыла ему весь мир.

Фауст стал причиной счастья и страданий Маргариты, он сам казнит себя за горе, которое принес девушке. Но любовь духовно очистила их обоих. Поэтому в конце первой части в ответ на слова Рафаэля: «Она обречена!» - звучит голос с неба: «Спасена!». Господь дарит духовное спасение Маргарите и Фаусту за их искреннюю любовь. Рафаэлю не удалось доказать, что любовь - «лишь пустые слова».

Вывод. Тема любви играет важную роль в трагедии Гете «Фауст». Любовь возникает как высочайшая ценность жизни человека, который может спасти душу. Фауст не остановился в поисках истины и познании смысла жизни.

Опорные слова: проблематика произведения, философские и моральные проблемы, трагизм человеческого существования, психологизм.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать