x x
menu

Общественно-исторические обстоятельства в конце XVIII ст. Жизнь и творчество И. Котляревского

Цель: охарактеризовать общественно-исторический контекст становление новой украинской литературы; выяснить причины духовного порабощения нации, особенности развития фольклористики; определить основные художественные направления литературы этого периода, виднейших писателей того времени; ознакомить школьников с жизнью и творчеством И. Котляревского; развивать диалогическую и монологическую речи, умение анализировать и обобщать исторические факты, строить заключения, грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; рационально использовать время; воспитывать чувство любви, уважения к творчеству И. Котляревского; гордости за украинский народ, его историю, культуру, язык; прививать чувство ответственности за порученное дело.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование умений. Оборудование: карта «Украина в конце ХVИИ ст.», портреты самых выдающихся художников новой украинской литературы: И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, М. Шашкевича, Т. Шевченко, Л. Глибова, Марка Вовчок, Ю. Федьковича; репродукции к жизни и творчеству И. Котляревского; дидактический материал.

Ход урока. I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами • Каким образом исторические события на Украине и за ее пределами влияли на развитие отечественной литературы? • Определите основные фигуры давней литературы, которые существенно повлияли на ее развитие. В чем это проявилось? • Исследуйте, какие изменения претерпел язык, начиная от написания Библии и заканчивая произведениями Г. Сковороды. • Какие проблемы поднимали художники слова давней украинской литературы? • Как развитие художественной литературы средневековья повлияло на культуру страны того времени? • Можно ли считать достояние давней отечественной литературы важной основой для дальнейшего развития новой украинской литературы.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока. Наука и писательство должны служить целому народу, всем тем, «кто имеет право сказать: и я человек, и мне что человеческое, то не чуждо». Г. Сковорода

Произведения И. Котляревского стали фактором гражданского веса, стали тем зерном, из которого одинаково растет и писательство украинское, и гражданское движение на Украине. С. Ефремова. 1. Общественно-исторические обстоятельства в конце XVIII ст. (К рассказу привлекается карта «Украина в конце ХVИИ ст.».). Это был время больших социально-экономических сдвигов и исторических событий. Капитализм, который зародился в недрах феодализма, развивается интенсивнее, что повлияло и на помещичьи хозяйства. Начали открывать собственные предприятия и помещики (винокурни, сахароварни, ткацкие мануфактуры, небольшие металлургические заводы и т.п.), на которых работали крепостные. Возрастает вывоз пшеницы и другого зерна за границу. Все это вызвало усиление эксплуатации крестьян и подъем антикрепостнического движения.

Что вам известно о крестьянских восстаниях в конце XVIII ст.- в первые десятилетия XIX ст., вторжение Наполеона в Россию? На протяжении четырех лет ( 1789-1793 гг.) длилось восстание в с. Турбаях. Известны большие крестьянские волнения в начале XIX ст. на Екатеринославщине, Полтавщине. На Правобережной Украине через несколько десятилетий после Колиивщины (1768 г.) действует воспетый в народных песнях и пересказах Устим Кармалюк ( 1787-1835 рр.), который организовывает выступления против господ. Завоевательное вторжение Наполеона в Россию в 1812 году подняло народные массы на отечественную войну против оккупантов. Украинский народ, охваченный общей волной гнева против иностранных захватчиков, принял участие в этой войне.

Надежды народа на отмену крепостничества оказались напрасными; наоборот - барщинное бремя стало еще более тяжелым. Представители передовой интеллигенции основали тайные политические организации, которые позднее были названы декабристскими: «Северное общество» (в Петербурге), «Южное общество» (в Украине).

2. Духовное порабощение нации. • Царское правительство, открывая школы, старалось сделать их опорой реакции и русифицировать с их помощью население Украины. • Издавать газеты и журналы на украинском языке правительство не разрешало. • Русский историк и писатель М. Погодин трактовал украинский язык как разговорный русский, не признавал его художественных качеств. • В рецензиях на альманах «Ласточка» В. Белинский утверждал, что нация, которая потеряла свою культурную верхушку и государственность, не может иметь собственного писательства. • 1863 г.— Валуевский циркуляр, которым запрещалось печатать книги и журналы на украинском языке. • 1876 г.— Емский акт: запрет ввозить из-за границы украинские книги любого содержания, издавать оригинальные произведения и переводы из других литератур. В результате этого большинство художественных произведений и научных работ оставались в рукописях и нередко терялись.

• На украинском языке запрещалось: а) преподавание в Киево-Могилянской академии; б) использование «Букваря»; в) чтение молитв и ведение церковной службы; г) проведение обучения в школах; д) демонстрирование театральных спектаклей; е) осуществление переводов с русского языка; ж) издание детской литературы.

3. Жизнь народа - предмет художественного изображения. • Довольно выразительно отразилось неудовольствие масс крепостническим порядком в произведениях И. Котляревского, хотя он и не призывал к борьбе против этого порядка. Показательно, что после Отечественной войны 1812 года его творчество связано была в определенной мере с декабристским движением. • Гулак-Артемовский в ранних произведениях, Квитка-Основьяненко, Гребенка (кто в большей, кто в меньшей мере) подвергают критике отдельные черты крепостнического порядка, поднимают идеи гуманности, но их критика не направлена против основ феодально-крепостнической системы. • Т. Шевченко, певец закрепощенных масс, остро подвергает критике и разоблачает всю систему самодержавия и крепостнического порядка и призывает к их уничтожению. • Выдающееся место в борьбе против крепостнического порядка занимает и в творчестве Марка Вовчок, Л. Глибова. • Итак, с самого начала существования новой украинской литературы разворачивается в ней борьба за народность. Но саму народность разные писатели, в зависимости от своего мировоззрения, понимали по-разному. Одни усматривали народность лишь в насыщении своих произведений фольклорными образными выражениями, в воспроизведении народных обычаев, в изображении быта. Другие старались отразить взгляды и стремления народных масс. Наиболее передовые художники слова того времени раскрыли в своих произведениях неудовольствия масс самодержавно-крепостническим порядком, изобразили народные восстания против угнетателей. Таким был, прежде всего, Т. Шевченко.

4. Развитие фольклористики. Как уже отмечалось, новая украинская литература многое унаследовала от давней. Вместе с тем, как и в предыдущие эпохи, на ее становление и развитие постоянное влияние имел и фольклор. Усилилось внимание ученых, писателей, просвещенных людей к собиранию народных произведений и издание их в периодике и сборниками. Важнейшие из этих сборников - М. Цертелева «Опыт собрания малороссийских песней» (1819), Г. Максимовича «Малороссийские песни» (1827), «Украинские народные песни» (1834). Из этих сборников и непосредственно из уст народа писатели черпали сюжеты, образы, изобразительные средства для своих произведений.

5. Основные художественные направления. 5.1. Классицизм (от лат. - образцовый) - литературное направление, которое означает наследование образцов античности. Особенности классицизма: • построение художественных произведений на началах ума с игнорированием личных чувств человека; • наследование греко-римского искусства; • темы к произведениям подбирались лишь из античной или отечественной истории; • положительные персонажи — герои греко-римской или национальной истории, представители господствующей верхушки; отрицательные — выходцы из социальных «низов»; • изображение героя только во время выполнения государственных обязанностей; подчинение личных интересов государственным; • наделение своих героев только одной-двумя чертами характера — честностью, доблестью, умом, талантом или неверностью, коварством, скудоумием и т.п.; • строгая пропорциональность всех частей произведения; • четкость, ясность, простота изложения; • пейзажи преимущественно урбанистические: крепость, дворец, городская улица или площадь; интерьеры — тронный зал, парадный покой и т.п.; • язык: употребление архаизмов, слов-символов; высокопарность; • литературный род: драма, меньше — лирика; эпос почти не представлен.

5.2. Романтизм возник в литературе, искусстве и в гуманитарных науках европейских стран в конце XVIII - в начале XIX ст. Романтики, в частности прогрессивные, широко обратились к поэтичному освоению народных пересказов, легенд, поверий и обогатили нашу литературу известными балладами, поэмами, песнями в народном духе (немало песенных поэзий, написанных романтиками, пошло в фольклор, например: «Смотрю я на небо» Г. Петренко, «Не щебечи, соловушка» В. Забилы, «Где ты бродишь, моя доля» С. Писаревского, ряд поэзий молодого Шевченко и др.).

Страницы: 1 2 3
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать