Общественно-исторические обстоятельства в конце XVIII ст. Жизнь и творчество И. Котляревского

Цель: охарактеризовать общественно-исторический контекст становление новой украинской литературы; выяснить причины духовного порабощения нации, особенности развития фольклористики; определить основные художественные направления литературы этого периода, виднейших писателей того времени; ознакомить школьников с жизнью и творчеством И. Котляревского; развивать диалогическую и монологическую речи, умение анализировать и обобщать исторические факты, строить заключения, грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; рационально использовать время; воспитывать чувство любви, уважения к творчеству И. Котляревского; гордости за украинский народ, его историю, культуру, язык; прививать чувство ответственности за порученное дело.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование умений.
Оборудование: карта «Украина в конце ХVИИ ст.», портреты самых выдающихся художников новой украинской литературы: И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, М. Шашкевича, Т. Шевченко, Л. Глибова, Марка Вовчок, Ю. Федьковича; репродукции к жизни и творчеству И. Котляревского; дидактический материал.

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами
• Каким образом исторические события на Украине и за ее пределами влияли на развитие отечественной литературы?
• Определите основные фигуры давней литературы, которые существенно повлияли на ее развитие. В чем это проявилось?
• Исследуйте, какие изменения претерпел язык, начиная от написания Библии и заканчивая произведениями Г. Сковороды.
• Какие проблемы поднимали художники слова давней украинской литературы?
• Как развитие художественной литературы средневековья повлияло на культуру страны того времени?
• Можно ли считать достояние давней отечественной литературы важной основой для дальнейшего развития новой украинской литературы.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.
Наука и писательство должны служить целому народу,
всем тем, «кто имеет право сказать: и я человек, и мне что человеческое, то не чуждо».
Г. Сковорода

Произведения И. Котляревского стали фактором гражданского веса, стали тем зерном, из которого одинаково растет и писательство украинское, и гражданское движение на Украине. С. Ефремова.
1. Общественно-исторические обстоятельства в конце XVIII ст.
(К рассказу привлекается карта «Украина в конце ХVИИ ст.».). Это был время больших социально-экономических сдвигов и исторических событий. Капитализм, который зародился в недрах феодализма, развивается интенсивнее, что повлияло и на помещичьи хозяйства. Начали открывать собственные предприятия и помещики (винокурни, сахароварни, ткацкие мануфактуры, небольшие металлургические заводы и т.п.), на которых работали крепостные. Возрастает вывоз пшеницы и другого зерна за границу. Все это вызвало усиление эксплуатации крестьян и подъем антикрепостнического движения.

Что вам известно о крестьянских восстаниях в конце XVIII ст.- в первые десятилетия XIX ст., вторжение Наполеона в Россию?
На протяжении четырех лет ( 1789-1793 гг.) длилось восстание в с. Турбаях. Известны большие крестьянские волнения в начале XIX ст. на Екатеринославщине, Полтавщине. На Правобережной Украине через несколько десятилетий после Колиивщины (1768 г.) действует воспетый в народных песнях и пересказах Устим Кармалюк ( 1787-1835 рр.), который организовывает выступления против господ.
Завоевательное вторжение Наполеона в Россию в 1812 году подняло народные массы на отечественную войну против оккупантов. Украинский народ, охваченный общей волной гнева против иностранных захватчиков, принял участие в этой войне.

Надежды народа на отмену крепостничества оказались напрасными; наоборот - барщинное бремя стало еще более тяжелым. Представители передовой интеллигенции основали тайные политические организации, которые позднее были названы декабристскими: «Северное общество» (в Петербурге), «Южное общество» (в Украине).

2. Духовное порабощение нации.
• Царское правительство, открывая школы, старалось сделать их опорой реакции и русифицировать с их помощью население Украины.
• Издавать газеты и журналы на украинском языке правительство не разрешало.
• Русский историк и писатель М. Погодин трактовал украинский язык как разговорный русский, не признавал его художественных качеств.
• В рецензиях на альманах «Ласточка» В. Белинский утверждал, что нация, которая потеряла свою культурную верхушку и государственность, не может иметь собственного писательства.
• 1863 г.— Валуевский циркуляр, которым запрещалось печатать книги и журналы на украинском языке.
• 1876 г.— Емский акт: запрет ввозить из-за границы украинские книги любого содержания, издавать оригинальные произведения и переводы из других литератур. В результате этого большинство художественных произведений и научных работ оставались в рукописях и нередко терялись.

• На украинском языке запрещалось:
а) преподавание в Киево-Могилянской академии;
б) использование «Букваря»;
в) чтение молитв и ведение церковной службы;
г) проведение обучения в школах;
д) демонстрирование театральных спектаклей;
е) осуществление переводов с русского языка;
ж) издание детской литературы.

3. Жизнь народа - предмет художественного изображения.
• Довольно выразительно отразилось неудовольствие масс крепостническим порядком в произведениях И. Котляревского, хотя он и не призывал к борьбе против этого порядка. Показательно, что после Отечественной войны 1812 года его творчество связано была в определенной мере с декабристским движением.
• Гулак-Артемовский в ранних произведениях, Квитка-Основьяненко, Гребенка (кто в большей, кто в меньшей мере) подвергают критике отдельные черты крепостнического порядка, поднимают идеи гуманности, но их критика не направлена против основ феодально-крепостнической системы.
• Т. Шевченко, певец закрепощенных масс, остро подвергает критике и разоблачает всю систему самодержавия и крепостнического порядка и призывает к их уничтожению.
• Выдающееся место в борьбе против крепостнического порядка занимает и в творчестве Марка Вовчок, Л. Глибова.
• Итак, с самого начала существования новой украинской литературы разворачивается в ней борьба за народность. Но саму народность разные писатели, в зависимости от своего мировоззрения, понимали по-разному. Одни усматривали народность лишь в насыщении своих произведений фольклорными образными выражениями, в воспроизведении народных обычаев, в изображении быта. Другие старались отразить взгляды и стремления народных масс. Наиболее передовые художники слова того времени раскрыли в своих произведениях неудовольствия масс самодержавно-крепостническим порядком, изобразили народные восстания против угнетателей. Таким был, прежде всего, Т. Шевченко.

4. Развитие фольклористики.
Как уже отмечалось, новая украинская литература многое унаследовала от давней. Вместе с тем, как и в предыдущие эпохи, на ее становление и развитие постоянное влияние имел и фольклор.
Усилилось внимание ученых, писателей, просвещенных людей к собиранию народных произведений и издание их в периодике и сборниками. Важнейшие из этих сборников - М. Цертелева «Опыт собрания малороссийских песней» (1819), Г. Максимовича «Малороссийские песни» (1827), «Украинские народные песни» (1834). Из этих сборников и непосредственно из уст народа писатели черпали сюжеты, образы, изобразительные средства для своих произведений.

5. Основные художественные направления.
5.1. Классицизм (от лат. - образцовый) - литературное направление, которое означает наследование образцов античности. Особенности классицизма:
• построение художественных произведений на началах ума с игнорированием личных чувств человека;
• наследование греко-римского искусства;
• темы к произведениям подбирались лишь из античной или отечественной истории;
• положительные персонажи — герои греко-римской или национальной истории, представители господствующей верхушки; отрицательные — выходцы из социальных «низов»;
• изображение героя только во время выполнения государственных обязанностей; подчинение личных интересов государственным;
• наделение своих героев только одной-двумя чертами характера — честностью, доблестью, умом, талантом или неверностью, коварством, скудоумием и т.п.;
• строгая пропорциональность всех частей произведения;
• четкость, ясность, простота изложения;
• пейзажи преимущественно урбанистические: крепость, дворец, городская улица или площадь; интерьеры — тронный зал, парадный покой и т.п.;
• язык: употребление архаизмов, слов-символов; высокопарность;
• литературный род: драма, меньше — лирика; эпос почти не представлен.

5.2. Романтизм возник в литературе, искусстве и в гуманитарных науках европейских стран в конце XVIII - в начале XIX ст.
Романтики, в частности прогрессивные, широко обратились к поэтичному освоению народных пересказов, легенд, поверий и обогатили нашу литературу известными балладами, поэмами, песнями в народном духе (немало песенных поэзий, написанных романтиками, пошло в фольклор, например: «Смотрю я на небо» Г. Петренко, «Не щебечи, соловушка» В. Забилы, «Где ты бродишь, моя доля» С. Писаревского, ряд поэзий молодого Шевченко и др.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector