Образы автора и природы в романе «Евгений Онегин». Национальный колорит

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: развивать умение анализировать такие способы высказывания авторской позиции, как эпиграфы, лирические отступления и пейзажи; понимать психологическую мотивацию поведения героев, формировать навыки аргументированной дискуссии; воспитывать у учеников толерантность и уважение к мыслям других.

Оборудование: портрет А. Пушкина; репродукции картин русских художников с изображением пейзажей (К. Коровин. «Зимой», П. Крижицкий «Зима», «Зимний пейзаж», Г. Пимоненко «Святочне ворожение», В. Суриков «Взятие зимнего городка»); аудиозапись произведения П. Чайковского «Времена года».

Тип урока: развитие связной речи; комбинированный.

Ход урока.

I.        Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Пушкин писал роман «Евгений Онегин» дольше, чем любое другое произведение,- на протяжении более чем 7 лет. Он писал роман и в Кишиневе, и в Одессе, и в Михайловском, и в Петербурге, и в Болдино - писал в разные времена и при разных жизненных обстоятельствах. За 7 лет много изменений произошло и в России, и в жизни поэта, и все эти изменения отобразились в романе. Роман стал поэтической хроникой исторической жизни России. О национальном колорите, картинах природы и образах автора в произведении мы сегодня будем говорить. (Ученики записывают тему урока).

II.      Актуализация опорных знаний.

1. Назовите героя романа, которому принадлежат слова

С героем нашего романа

Без предисловий, в то же время

Позвольте познакомить вас.

Онегин,- друг мой, я скажу,- родился на берегах Невы,

Где родились, может, и вы, прославились ли, мой читатель. Гулял и я там в давние дни...

(Здесь и далее перевод М. Рыльского).

 

Ожидаемый ответ.

Эти слова принадлежат действующему персонажу произведения. В романе его имя не называется, но речь ведется от первого лица: «я». Из его рассказа мы узнаем, что он был участником и свидетелем определенных событий романа; знаем его жизненную позицию, систему приоритетов и миропонимания. Это - образ автора. Итак, в романе двое главных героев: Онегин и сам поэт.

 

1.  2. Изменения, которые произошли с Онегиным после встречи с Татьяной в Петербурге.

2.  Поэт, пылко влюбленный в Ольгу.

3.  Прекраснейший женский образ романа.

4.  Одна из характерных особенностей молодого Онегина.

5.  Постоянно присутствующий «второй» герой романа.

6.  Населенный пункт, в котором Пушкин закончил писать роман.

7.  Мотивы поступков Ленского.

8.  Жанр произведения «Евгений Онегин».

9.  Черта характера, которая руководила поступками молодого Онегина.

III. Работа над темой урока.

1. Работа в группах (количество групп зависит от уровня подготовленности класса).

а) Образ автора в романе.

Задача для исследования.

Из главы 1 узнайте, сколько строф автор посвящает рассказу о герое, сколько - лирическим отступлениям, сколько, чтобы пересказать слова героя, сколько, чтобы описать суть своих взаимоотношений с героем. Сделайте обобщения и выводы.

Ожидаемый ответ.

В разнохарактерности картин, в разнообразии настроений, в быстрых переходах от темы к теме прослеживается, прежде всего,  личность  автора.  Он  присутствует во  всех  сценах  романа, комментирует, объясняет и оценивает их. Он присутствует как персонаж, свидетель, отчасти даже участник и историограф всех событий.

б) Образ природы в романе.

Задача для групп.

Найти   и   зачитать   описания   природы,   определить   их   значение в произведении.

Ожидаемый ответ.

 

  • День, два - новые были для него Одинокие нивы и сады, и суть бора векового, и плеск тихой воды; На третий поле, роща и травы - Все было уже неинтересное, а там клонило и ко сну; Постиг он истину печальную, Что и на селе отрады мало, Хотя там ни улиц, ни дворцов, Ни карт, ни стихов, ни балов. Скука его караулила, и бегала за ним она, Как тень или верная жена.

 

  • Село, где скучал Евгений, Было создано для утех; Там враг страсти неистовой Благословить бы небо мог. Дом господский уединением, От бури защищен горой, Стоял над рекой..

Примечание. Здесь и дальше приведены примеры цитатного материала; ученики могут подобрать другие, по собственному усмотрению.

 

Одним из важнейших видов авторских отступлений в произведении являются многочисленные поэтические зарисовки природы. Картины природы в романе - это его своеобразная музыкальная стихия, которая создает соответствующую атмосферу для изображаемого, это попытка через яркие картины отобразить состояние души героя. Русская природа в романе - это определенная основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядела бы как абсурдная и абстрактная. По связям с природой (или их отсутствием) мы можем определять духовность героев. Одни герои Пушкина живут будто вне природы - они лишены целостности. И наоборот, внутренняя близость к природе свидетельствует о гармоничности, моральном богатстве и целостности образа.

в) Характеристика других лирических отступлений в романе.

Учитель. В «Евгении Онегине» есть и другой вид лирических отступлений, которые можно охарактеризовать как короткие, эмоционально окрашенные экскурсы в русскую историю, прошлое автора и русский быт. Они помогают автору расширить хронологические рамки исторического пересказа. Изображенные Пушкиным городские пейзажи не менее органические, чем картины природы.

Некоторые лирические отступления имеют автобиографический характер. В них историческая действительность изображается поэтом через призму собственного неповторимого опыта:

  • В те дни, когда в садах лицея
  • Я беззаботно расцветал,
  • Читал охотно Апулея,
  • А Цицерона не читал,
  • В те дни, при пениях лебединых,
  • В обвитых тайной долинах,

 

  • Край вод прозрачных мне
  • Явилась муза по весне...

Те же самые функции выполняют и многочисленные эпиграфы и ремарки автора. Национальный колорит дополняется изображением рождественских святок в произведении и картинами гадания.

  1. Выразительное чтение учениками наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин».
  2. Теория литературы.

Онегинская строфа.

Роман в стихах написан онегинской строфой. Эту строфу Пушкин создал специально для своего романа. Она состоит из 14 строк (как сонет). В ней применены три основных способа рифмования: перекрестное (а б а б), совместное (а а б б) и кольцевое (а б б а).

IV.       Рефлексия.

«Свободное письмо» на тему «Поэтика романа Пушкина».

V.      Домашняя задача.

Выучить наизусть один из стихов Пушкина (по выбору).

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector