x x
menu

Образ бедняка в поэзии Некрасова

Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо», которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова «Элегия»:

    «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир.

    Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. Уже зачин поэмы «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:

  • Подтянутой губернии,
  • Уезда Терпигорева,
  • Пустопорожней волости,
  • Из смежных деревень —
  • Заплатова, Дырявина,
  • Разугова, Знобишина,
  • Горелова, Неелова —
  • Неурожайка тож.

    В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняки, узнают о том, что от неурожая «целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут...». Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

  • Грудь впалая; как вдавленный
  • Живот; у глаз, у рта
  • Излучины, как трещины
  • На высохшей земле;
  • И сам на землю-матушку
  • Похож он: шея бурая,
  • Как пласт, сохой обрезанный,
  • Кирпичное лицо,
  • Рука — кора древесная,
  • А волосы — песок.

    Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест:

  • У каждого крестьянина
  • Душа, что туча черная —
  • Гневна, грозна — и надо бы
  • Громам греметь оттудова,
  • Кровавым лить дождям,
  • А все вином кончается...

    Центральный вопрос поэмы: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» не имеет однозначного ответа:

  • Роман сказал: помещику,
  • Демьян сказал: чиновнику,
  • Лука сказал: попу.
  • Купчине толстопузому! —
  • Сказали братья Губины,
  • Иван и Митродор.
  • Старик Пахом потужился
  • И молвил, в землю глядючи:
  • Вельможному боярину,
  • Министру государеву
  • А Пров сказал: царю...

    В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели:

  • В чем счастие, по-вашему?
  • Покой, богатство, честь,
  • Не так ли, друга милые?
  • Они сказали: «Так».

    Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие «счастье». Для попа счастье — в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который «сам нуждается и рад бы дать, да нечего». Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье — в праздности, роскоши и чревоугодии:

  • Французу не привидится
  • Во сне — какие праздники,
  • Не день, не два — по месяцу
  • Мы задавали тут.
  • Свои индейки жирные,
  • Свои наливки сочные,
  • Свои актеры, музыка,
  • Прислуги — целый полк!
  • Пять поваров, два пекаря...

    в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право:

  • Кого хочу — помилую,
  • Кого хочу — казню.
  • Закон — мое желание!
  • Кулак — моя полиция!

    Богатство «прогрессивного» помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из «Киева — с вареньями, из Астрахани — с рыбою». Покой помещика — вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик — отец, а крестьяне — дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует.

    Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика — это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях «был, а не убит», «нещадно бит я палками» — а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как «родилось реп до тысячи на небольшой гряде»; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье — в отсутствии несчастья. Для народа богатство — достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим.

Покой — внутр. гармония и чист. совесть. Честь — уваж., любовь, сострадание, возможные между людьми.

    Для народа слова: богатство, честь, покой — наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести:

  • Да, был мужик единственный!
  • Имел он все, что надобно
  • Для счастья: и спокойствие,
  • И деньги, и почет,
  • Почет завидный, истинный,
  • Не купленный ни деньгами,
  • Ни страхом: строгой правдою,
  • Умом и добротой.

    Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением:

    «Не дело между бабами счастливую искать». Счастливой она была только в молодости:

  • Мне счастье в девках выпало:
  • У нас была хорошая,
  • Непьющая семья
  • И добрая работница
  • И петь-плясать охотница
  • Я смолоду была.

    Хороший муж, лад в семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, «Бог сибирской язвою» трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

    Матрена называет деда Савелия — «богатыря святорусского», который двадцать лет провел на каторге.

    Эти простые люди — золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков:

  • Люди холопского звания —
  • Сущие псы иногда!
  • Чем тяжелей наказания,
  • Тем им милей господа.

    Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением. Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли:

  • Еще народу русскому
  • Пределы не поставлены:
  • Пред ним широкий путь.

    В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.

    Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время — добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую

слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит:

  • Судьба ему готовила
  • Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать