Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо», которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова «Элегия»:
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир.
Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. Уже зачин поэмы «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:
- Подтянутой губернии,
- Уезда Терпигорева,
- Пустопорожней волости,
- Из смежных деревень —
- Заплатова, Дырявина,
- Разугова, Знобишина,
- Горелова, Неелова —
- Неурожайка тож.
В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняки, узнают о том, что от неурожая «целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут...». Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:
- Грудь впалая; как вдавленный
- Живот; у глаз, у рта
- Излучины, как трещины
- На высохшей земле;
- И сам на землю-матушку
- Похож он: шея бурая,
- Как пласт, сохой обрезанный,
- Кирпичное лицо,
- Рука — кора древесная,
- А волосы — песок.
Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест:
- У каждого крестьянина
- Душа, что туча черная —
- Гневна, грозна — и надо бы
- Громам греметь оттудова,
- Кровавым лить дождям,
- А все вином кончается...
Центральный вопрос поэмы: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» не имеет однозначного ответа:
- Роман сказал: помещику,
- Демьян сказал: чиновнику,
- Лука сказал: попу.
- Купчине толстопузому! —
- Сказали братья Губины,
- Иван и Митродор.
- Старик Пахом потужился
- И молвил, в землю глядючи:
- Вельможному боярину,
- Министру государеву
- А Пров сказал: царю...
В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели:
- В чем счастие, по-вашему?
- Покой, богатство, честь,
- Не так ли, друга милые?
- Они сказали: «Так».
Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие «счастье». Для попа счастье — в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который «сам нуждается и рад бы дать, да нечего». Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье — в праздности, роскоши и чревоугодии:
- Французу не привидится
- Во сне — какие праздники,
- Не день, не два — по месяцу
- Мы задавали тут.
- Свои индейки жирные,
- Свои наливки сочные,
- Свои актеры, музыка,
- Прислуги — целый полк!
- Пять поваров, два пекаря...
в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право:
- Кого хочу — помилую,
- Кого хочу — казню.
- Закон — мое желание!
- Кулак — моя полиция!
Богатство «прогрессивного» помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из «Киева — с вареньями, из Астрахани — с рыбою». Покой помещика — вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик — отец, а крестьяне — дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует.
Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика — это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях «был, а не убит», «нещадно бит я палками» — а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как «родилось реп до тысячи на небольшой гряде»; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье — в отсутствии несчастья. Для народа богатство — достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим.
Покой — внутр. гармония и чист. совесть. Честь — уваж., любовь, сострадание, возможные между людьми.
Для народа слова: богатство, честь, покой — наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести:
- Да, был мужик единственный!
- Имел он все, что надобно
- Для счастья: и спокойствие,
- И деньги, и почет,
- Почет завидный, истинный,
- Не купленный ни деньгами,
- Ни страхом: строгой правдою,
- Умом и добротой.
Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением:
«Не дело между бабами счастливую искать». Счастливой она была только в молодости:
- Мне счастье в девках выпало:
- У нас была хорошая,
- Непьющая семья
- И добрая работница
- И петь-плясать охотница
- Я смолоду была.
Хороший муж, лад в семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, «Бог сибирской язвою» трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.
Матрена называет деда Савелия — «богатыря святорусского», который двадцать лет провел на каторге.
Эти простые люди — золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков:
- Люди холопского звания —
- Сущие псы иногда!
- Чем тяжелей наказания,
- Тем им милей господа.
Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением. Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли:
- Еще народу русскому
- Пределы не поставлены:
- Пред ним широкий путь.
В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.
Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время — добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую
слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит:
- Судьба ему готовила
Страницы: 1 2