Цель: на основе опорных знаний об однородных членах предложения ознакомить учеников с обобщающими словами и употреблением разделительных знаков в предложениях такой конструкции; с помощью опорных схем помочь ученикам усвоить правила пунктуации, оказывать содействие развитию аналитического мышления, совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в группах; учить строить связные высказывания на основе коммуникативной темы; развивать творческое мышление учеников; воспитывать чувство любви к родной земле и гордости за людей, которые приумножали славу родного Харькова.
Коммуникативная тема: Харьковщина — моя малая Родина.
Диагностика знаний:
Знать: сведения об обобщающих словах и понятиях,
которые они выражают.
Уметь: применять правила употребления разделительных знаков в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения; делать синтаксический разбор предложений с однородными членами предложения.
Тип урока: изучение нового материала и обретение умений и навыков.
Форма проведения: урок с использованием технологии критического мышления из украинского языка.
Оборудование: выставка книг о Харькове: «История города Харькова ХХ ст.»; «Родной край»; «Мы — харьковчане, нам есть чем гордиться»; учебник, карта путешествия, опорные схемы, карты-задачи, текст-задача, таблица, толковый словарь.
Ход урока.
І. Организационно-мотивационный этап.
1. Вступительное слово учителя.
Были ли у вас приятные минуты в этот день? Вас ждет еще одна приятность. Сегодняшний урок проведу я. Сегодня мы с вами будем путешествовать. Побываем в стране «Однородные члены предложения и обобщающие слова при них» и вместе с тем будем познавать историю родного края. Нас ждет серьезное испытание. Итак, пожелаем друг другу успеха и подарим улыбку.
Я вручаю вам конверты-путеводители. Но сначала проверим, с какими знаниями мы отправляемся в дорогу.
2. Проверка сформированных знаний и умений.
- Работа в группах. Задача в конвертах. Объяснение задач. Вид контроля - взаимопроверка с выставлением оценок (карандашом на полях).
- «Корректор» - один ученик возле доски, другие - в тетрадях.
• Прием взаимного опроса. Итог: на основе текстов давайте сделаем вывод: рос или не рос экономически Слободской край? Что этому способствовало? Постройте предложение, которое утверждало бы эту мысль.
Экономическому развитию Слободского края оказывало содействие земледелие, садоводство, виноградарство и торговля.
3. Сообщение темы, цели урока. Очерчивание четкого круга знаний и умений, которые должны приобрести ученики на уроке.
II. Содержательно-поисковый этап.
- 1. Вступительное слово учителя.
2. Объяснение материала об обобщающем слове по опорной схеме.
3. Работа с учебником. Обработка таблицы «Разделительные знаки при однородных членах предложения».
Группа 1: выяснить, когда ставим тире в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. Подготовить лингвистическое сообщение.
Группа 2: когда — двоеточие?
Группа 3: когда — три точки?
5. Интонировать обобщающие слова и однородные члены предложения (на доске).
Работа с опорными схемами.
4. Прием «Помоги».
Расставить разделительные знаки.
На все (...) на запение, на повесть и исповедь есть время. На запение, на повесть и исповедь (...) на все есть время. На все (...) на запение, на повесть, на исповедь (...) человек должен найти время.
Время есть на запение, на повесть и исповедь
III. Контрольно-смысловой этап.
1. Ввести в предложение обобщающие слова, или подобрать такие слова к представленным словам.
Украина, Россия, Франция, Бельгия - государства; нефть, природный газ, каменный и бурый угли - полезные ископаемые; Лопань, Уди, Мжа, Северский Донец - реки; Балаклейский, Золочеевский, Дергачевский, Купянский, Лозовской - районы; Артемовка, Безлюдовка, Зеленая Роща, Липовый мед - населенные пункты; орфографический, толковый, иностранных слов - словари; Г. Квитка-Основьяненко, Б. Гринченко, Г. С. Сковорода, Христя Алчевская - земляки.
2. Комментируемый диктант.
1) Сергея Ивановича Васильковского привлекало на Слобожанщине все: и архитектурные сооружения, и виды сел, и степь, и тихие реки...
2) Ни цензурные ограничения, ни материальные нужды, ни отсутствие постоянной работы - ничто не могло остановить театральное искусство в Харькове.
3) Г. Ф. Квитка-Основьяненко плодотворно работал на культурно-общественной ниве Харькова, а именно: организовывал литературные вечера, работал директором театра, основал высшую женскую школу на Левобережье, собирал средства на открытие Харьковской публичной библиотеки.
4) Е. Гребенка бывал здесь, гостил у Г. Ф. Квитки-Основьяненко.
Синтаксический разбор предложения (образец - в учебнике). Все произведения Г. С. Сковороды: то ли басни, то ли философские работы пронизаны глубокой любовью к трудовому народу.
IV. Графический диктант.
Шевченко высоко ценил талант, трудолюбие, общественную деятельность Квитки-Основьяненко на ниве культуры.
Все есть на Сорочинской ярмарке: торговые ряды, павильоны с товаром.
Солома, камыш, лоза, камень - все было строительным материалом на Слобожанщине.
Наши предки имели своих богов: Ярило, Сварог, Велес, ДажБог, Купала.
Ароматным разнотравьем: мятой, чабрецем, базиликами - застилали дом в украинском доме.
Помнили явления истории и культуры прославленные села и города Харьковщины, например: Чугуев, Богодухов, Краснокутск, Васищево.
V. Словарная минута.
Памятник Т. Г. Шевченко из красного гранита - памятка культуры, литературы, старины.
VI. Системно-обобщающий этап.
Места
Какой частью
Слова после
Обобщающего
языка является обобщающее
Когда
Когда
Когда
обобщающего
слова
слово
слова
VII. Итог урока.
Что изучали? Рассказ о таблице.
Страницы:
1 2