Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Урок с использованием технологии критического мышления

Цель:             на основе опорных знаний об однородных членах предложения ознакомить учеников с обобщающими словами и употреблением разделительных знаков в предложениях такой конструкции; с помощью опорных схем помочь ученикам усвоить правила пунктуации, оказывать содействие развитию аналитического мышления, совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в группах; учить строить связные высказывания на основе коммуникативной темы; развивать творческое мышление учеников; воспитывать чувство любви к родной земле и гордости за людей, которые приумножали славу родного Харькова.

Коммуникативная тема: Харьковщина — моя малая Родина.

Диагностика знаний:

Знать:             сведения об обобщающих словах и понятиях,

которые они выражают.

Уметь: применять правила употребления разделительных знаков в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения; делать синтаксический разбор предложений с однородными членами предложения.

Тип урока: изучение нового материала и обретение умений и навыков.

Форма проведения: урок с использованием технологии критического мышления из украинского языка.

Оборудование: выставка книг о Харькове: «История города Харькова ХХ ст.»; «Родной край»; «Мы — харьковчане, нам есть чем гордиться»; учебник, карта путешествия, опорные схемы, карты-задачи, текст-задача, таблица, толковый словарь.

Ход урока.

І. Организационно-мотивационный этап.

1. Вступительное слово учителя.

Были ли у вас приятные минуты в этот день? Вас ждет еще одна приятность. Сегодняшний урок проведу я. Сегодня мы с вами будем путешествовать. Побываем в стране «Однородные члены предложения и обобщающие слова при них» и вместе с тем будем познавать историю родного края. Нас ждет серьезное испытание. Итак, пожелаем друг другу успеха и подарим улыбку.

Я вручаю вам конверты-путеводители. Но сначала проверим, с какими знаниями мы отправляемся в дорогу.

2. Проверка сформированных знаний и умений.

  • Работа в группах. Задача в конвертах. Объяснение задач. Вид контроля - взаимопроверка с выставлением оценок (карандашом на полях). 
  • «Корректор» - один ученик возле доски, другие - в тетрадях. 

•    Прием взаимного опроса.
Итог: на основе текстов давайте сделаем вывод: рос или не рос экономически Слободской край? Что этому способствовало? Постройте предложение, которое утверждало бы эту мысль.

Экономическому развитию Слободского края оказывало содействие земледелие, садоводство, виноградарство и торговля.

3. Сообщение темы, цели урока. Очерчивание четкого круга знаний и умений, которые должны приобрести ученики на уроке.

II. Содержательно-поисковый этап.

  1. 1.     Вступительное слово учителя.

2.  Объяснение материала об обобщающем слове по опорной схеме.

3.  Работа с учебником. Обработка таблицы «Разделительные знаки при однородных членах предложения».

Группа 1: выяснить, когда ставим тире в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. Подготовить лингвистическое сообщение.

Группа 2: когда — двоеточие?

Группа 3: когда — три точки?

5. Интонировать обобщающие слова и однородные члены предложения (на доске).

Работа с опорными схемами.

 

4. Прием «Помоги».

Расставить разделительные знаки.

На все (...) на запение, на повесть и исповедь есть время. На запение, на повесть и исповедь (...) на все есть время. На все (...) на запение, на повесть, на исповедь (...) человек должен найти время.

Время есть на запение, на повесть и исповедь

III. Контрольно-смысловой этап.

1. Ввести в предложение обобщающие слова, или подобрать такие слова к представленным словам.

Украина, Россия, Франция, Бельгия - государства; нефть, природный газ, каменный и бурый угли - полезные ископаемые; Лопань, Уди, Мжа, Северский Донец - реки; Балаклейский, Золочеевский, Дергачевский, Купянский, Лозовской - районы; Артемовка, Безлюдовка, Зеленая Роща, Липовый мед - населенные пункты; орфографический, толковый, иностранных слов - словари; Г. Квитка-Основьяненко, Б. Гринченко, Г. С. Сковорода, Христя Алчевская - земляки.

2. Комментируемый диктант.

1) Сергея Ивановича Васильковского привлекало на Слобожанщине все: и архитектурные сооружения, и виды сел, и степь, и тихие реки...

2) Ни цензурные ограничения, ни материальные нужды, ни отсутствие постоянной работы - ничто не могло остановить театральное искусство в Харькове.

3) Г. Ф. Квитка-Основьяненко плодотворно работал на культурно-общественной ниве Харькова, а именно: организовывал литературные вечера, работал директором театра, основал высшую женскую школу на Левобережье, собирал средства на открытие Харьковской публичной библиотеки.

4) Е. Гребенка бывал здесь, гостил у Г. Ф. Квитки-Основьяненко.

Синтаксический разбор предложения (образец - в учебнике). Все произведения Г. С. Сковороды: то ли басни, то ли философские работы пронизаны глубокой любовью к трудовому народу.

IV. Графический диктант.

Шевченко высоко ценил талант, трудолюбие, общественную деятельность Квитки-Основьяненко на ниве культуры.

Все есть на Сорочинской ярмарке: торговые ряды, павильоны с товаром.

 

Солома, камыш, лоза, камень - все было строительным материалом на Слобожанщине.

Наши предки имели своих богов: Ярило, Сварог, Велес, ДажБог, Купала.

Ароматным разнотравьем: мятой, чабрецем, базиликами - застилали дом в украинском доме.

Помнили явления истории и культуры прославленные села и города Харьковщины, например: Чугуев, Богодухов, Краснокутск, Васищево.

V. Словарная минута.

Памятник Т. Г. Шевченко из красного гранита - памятка культуры, литературы, старины.

VI. Системно-обобщающий этап.

 

Места

Какой частью

     

Слова после

Обобщающего

языка является обобщающее

Когда

Когда

Когда

обобщающего

слова

слово

     

слова

 

VII. Итог урока.

Что изучали? Рассказ о таблице.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент