Нормы орфографии. Морфологический принцип русской орфографии

Цель:
Обобщить и систематизировать орфографические умения и навыки учащихся; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Оборудование:
Учебник, учебные тексты. Тип урока:
Урок применения знаний и формирования умений. Прогнозируемые
Результаты:
Учащиеся знают нормы русской орфографии, её принципы; владеют орфографическими нормами русского литературного языка. ХОД УРОКА I.
Организационный

Этап
II. Актуализация

Опорных

Знаний
1.
Проверка домашнего задания
2.
Беседа
♦ Для чего нужна орфография? ♦ Можно ли считать слова Орфография И Правописание Синонимами?

♦ На каких принципах строится современная русская орфография? аргументируйте свой ответ. III.

Постановка

Цели

И

Задач

Урока

Мотивация

Учебной

Деятельности
Учитель. Вам известно, что существуют две формы языка — письменная и устная. любой язык первоначально существует в устной форме, а на определённом этапе его развития появляется письменность. Теория письма делится на две составляющие — графику и орфографию.

Пользуясь средствами графики, орфография устанавливает единообразное написание слов и их грамматических форм. Благодаря орфографии слова и их формы получают единый графический образ, который обычно связывается с определённым значением без посредства звуковой стороны слов и форм. Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари. Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных.

Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией учёного-орфографиста Владимира Владимировича Лопатина. IV

Работа

Над

Темой

Урока
1. лекция учителя
(Учащиеся конспектируют основные положения лекции учителя.) — В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Ведущим орфографическим принципом нашего письма является так называемый морфологический (или морфемный) принцип, суть которого заключается в следующем: необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова (морфемы — приставки, корни, суффиксы и окончания), несмотря на различие в их произношении. И это необычайно важно вот по какой причине: слово складывается из морфем, как дом из отдельных кирпичиков, и в каждой из таких частей заложена определённая информация о его значении и грамматических свойствах.

Вот несколько примеров: • Воды, вода, водяной (корень -вод - Произносится по-разному, но пишется одинаково, так как во всех словах является носителем их вещественного значения); • Поезд, поехал, поезжай (приставка По - В этих словах пишется одинаково, вне зависимости от произношения, так как имеет значение, указывающее на время или способ действия); • Дубовый, берёзовый (суффикс -ов-, Производящий прилагательные со значением принадлежности, пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении); • Столом, стулом (окончание -ом Пишется одинаково, несмотря на различие в произношении, ибо указывает на одну и ту же форму существительного мужского рода, а именно творительный падеж единственного числа). Наряду с морфологическим действует и фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся.

Например, приставки на З Изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква З (без-, воз-, из-, низ, раз, роз-, чрез-, через), А перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква С, ср. : Возразить — воскликнуть, избить — испить И т. п. Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных О — ё После шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.

: Клочок — ножичек, свечой — тучей И т. п. Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в Ы И обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, а значит пишется так, как слышится и произносится: Предыстория, розыгрыш И др.

Действует в нашей орфографии также исторический, или традиционный принцип, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Так, написание гласных И, а, у После шипящих — это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные.

Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом. Существует в современной орфографии и принцип дифференцированного написания (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср. : Ожёг (глагол) и Ожог (существительное), Компания (группа людей) и Кампания (какое-либо мероприятие). Кроме названных в правописании необходимо отметить и принцип слитного, дефисного и раздельного написания: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов — раздельно. Многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой — взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

Язык — это живой организм, и потому он находится в постоянном развитии, изменении, в нём происходит стремительное обновление — в том числе и словарного состава, так что учесть все новые слова и зафиксировать их незыблемое написание не в силах ни одна грамматика, ни один словарь. 2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
V.
Обобщение
,
Систематизация

И

Контроль

Знаний и

Умений

Учащихся
1. наблюдение над языковым материалом (запись на доске)
Š Прочитайте примеры и укажите: а) проверяемые морфологические написания приставок и корней; б) непроверяемые традиционные написания корней; в) написание приставок и корней, отступающее от морфологического принципа. 1) Посадил, сбегал, низкий, баран, река, степной, сознаваться, сторожка, собака, асбест, аппарат, вокзал, расклеить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка, загар, загорел, касательная, прикосновение, просьба. 2) Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шефство, кабина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, асфальт, нарастать, заросли, собирать, коридор, галерея, коллектив. 2. Практическая работа с языковым материалом
Š Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая проверочные родственные слова.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота. Š С приведёнными ниже словами составьте предложения. Объясните написание выделенных гласных. Какому принципу орфографии соответствуют эти написания? ЗапЕ
Вать — запИ
Вать, привЕ
Дение — привИ
Дение, умА
Лять — умО
Лять, сЕ
Деть — сИ
Деть, освЯ
Щение — освЕ
Щение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент