Цель: ознакомить учеников с содержанием новеллы «Я (Романтика)», объяснить посвящение к ней, символичность образа матери, проблему выбора героя; развивать умение определять жанр произведения, отличать реальное и мысленное в нем, характеризовать образ лирического «Я»; воспитывать уважение к женщине, осознанию преимущества гуманизма над любыми идеологиями.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет Николая Волнового, текст новеллы.
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности. Объявление темы, цели урока.
Актуализация опорных знаний.
Как вы понимаете слова Максима Рыльского: «Поиски Волнового начались там, где прекратились поиски Коцюбинского»?
Проверка домашней задачи.
• Когда и где родился Н. Волновой? В какой семье?
• Можно ли считать уровень его образования высоким?
• Где он работал?
• Когда началась литературная деятельность Н. Волнового?
• В каких жанрах он работал сначала?
• Назовите первый сборник произведений, который прославил писателя.
• Чем еще отмечалась деятельность Н. Волнового, кроме литературного творчества, в период 20-х лет ХХ ст.?
V. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
1. Вступительное слово.
Творчество прозаика, поэта, критика, публициста - яркий пример самоотверженного служения идеи «загорной коммуны», которая стала причиной трагедии. Писатель бунтовал, сомневался, боролся, переживал, ошибался, раскаивался. Это не могло не найти отражение в новеллах, которые увидели мир в 1923-1927 годах.
Наибольшее внимание в плане раскрытия психологии мечтателей, романтиков революционных времен заслуживает новелла «Я (Романтика)», в которой раскрыт душевный конфликт между старым и новым. Известный литературовед О. Билецкий отмечал, что произведение «силой своей не имеет себе аналогий в новейшей прозе».
Впервые новелла была напечатана в альманахе «Закалка» (Харьков, 1924, Ч. 1). В 1924 г. опубликована в сборнике «Осень»; 1932 г. - в «Избранных произведениях» (Т. 1).
2. Анализ новеллы «Я (Романтика)».
Идея произведения: будущее не может приблизить человек с раздвоенным «я», ценой преступления его не построить.
Жанр: новелла.
Особенности композиции.
• пролог (лирико-романтический зачин), который вводит читателя в сложный психологический мир (показан разговор матери с сыном накануне грозы);
• три части - три разные фронтовые ситуации, три разные душевные состояния героя.
Словарь.
Амазонянки (амазонки) — в греческой мифологии воинствующий народ в Малой Азии и на побережье Азовского моря, который состоял лишь из женщин.
Будда — основатель буддизма Сидхатха Гаутама ( 632-544 гг. до н.э.).
Версальцы — здесь в значении контрреволюционеры, по аналогии к сосредоточенным в Версале контрреволюционным войскам во главе с А. Тьером и М. Мак-Магоном для борьбы против Парижской коммуны 1871 г.
Конфуций — древнекитайский философ, педагог и политический деятель.
Лаотсе (Лао-Цзи) Ли Эр ( VІ-V ст. до н.э.) — китайский мыслитель.
Магомет (Мухаммед) — основатель ислама.
Мессия — в религиозном учении посланец Бога, который осуществит спасение человечества.
Синедрион — совет старейшин, высший государственный орган с политическими и судебными функциями в древний Иудее. Здесь - совет, вышестоящий орган.
Теософы — приверженцы теософии, религиозно-философского учения о возможности «непосредственного постижения бога» с помощью мистической интуиции и откровения, непосредственных контактов с потусторонними силами.
Хетейский иероглиф — письмена хеттских племен в Малой Азии, которые образовали в первой половине ІІ тысячелетия до н.э. государство с высокой культурой.
Штаб Духонина — имеется в виду начальник штаба и главнокомандующий русской армии, который не признал Октябрьской революции и в начале декабря 1917 г. по приказу Г. Кириленко был расстрелян в Могилеве. «Отправить в штаб Духонина» - эвфемизм, который означает «расстрелять».
Посвящение: «Цвет яблони».
Н. Волновой посвятил новеллу «Я (Романтика)» «Цвет яблони» М. Коцюбинского. Во-первых, Н. Волновой-Прозаик был пыльным учеником М. Коцюбинского. Во-вторых, в «Цвете яблони» тоже выведен персонаж с раздвоенным сознанием; это писатель, который, переживая трагедию смерти собственного ребенка, одновременно ощущает и мучение родительских чувств, и работу писательской памяти. Для него даже момент смерти ребенка становится творческим материалом - вне контроля сознания, вне его воли. Он страдает, пренебрегает себя, но не пытается во что бы то ни стало что-то изменить. Однако торжествует в этой трагедии творческая, жизнеутверждающая сила.
Писатель раскрывает глубины подсознания персонажа. Но при этом показывает, что он сам несет полную ответственность за содеянное. Его выбор был сознательным, и преступление его непростительное.
Идейно-художественное содержание.
Новелла «Я (Романтика)» имеет лирический зачин. Именно из него возникает зримый, реальный образ матери-Украины: «Из далекого тумана, из тихих озер загорной коммуны шелестит шелест: то идет Мария». Мать приходит к сыну, когда он имеет минутку для передышки между жестокими битвами. «Моя мать - наивность, тихая печаль и доброта безграничная... И моя невозможная боль, и мое невыносимое мучение теплеют в лампаде фанатизма перед этим прекрасным печальным образом».
Но постепенно нарастает тревога, надвигается гроза, сын видит в глазах матери «две хрустальные росинки». Почему же в замечательных глазах родного человека слезы, над чем плачет мать-Украина? Наверное, над дилеммой гуманности и фанатизма, человечности и слепой преданности абстрактной идее. Писатель хочет помочь осмыслить противопоставление светлого и черного, добра и зла, что живут в душе главного героя новеллы.
С одной стороны - это инструмент, который должен вершить революционный суд, а с другой - человек, который умеет любить, быть нежным, который невидимой силой любви связан с матерью.
Н. Волновой по-новому раскрыл перед читателем вечный спор между жизнью и смертью. Утомленный сын ищет покоя на стариковских материнских ладонях. «Я - чекист, но я и человек», - подчеркивает главный герой. Итак, хочется верить, что этим человеком на самом деле должен совершаться справедливый суд именем народа. Но между двумя началами терзается душа «мятежного сына: Андрея и матери, Тагабат - человек, с холодным умом и с камнем вместо сердца». Герой не видит выхода. Именно в такие минуты он, коммунар, вызывает сочувствие.
Через раздвоенность души сын должен был застрелить мать. «Тогда я в томлении, охваченный пожаром какой-то невозможной радости, закинул руку на шею своей матери и прижал ее голову к своей груди. Потом подвел маузер и нажал на висок». И это во имя революции, во имя дороги к загорным озерам неизвестной прекрасной коммуны...».
Итак, писатель старается подвести нас к выводу, что такой поступок мог осуществить только настоящий революционер, который в критическую минуту «головы не потерял». Но мы все больше начинаем понимать, что фанатичная преданность идее несет только зло, убивает чувство справедливости, чувство понимания добра и правды, разрушает человеческую личность, человеческое «я».
«Там, в далекой безвестности неизвестно горели тихие озера загорной коммуны». Этими печальными словами заканчивается трагическая новелла - драма раздвоенности человеческой личности, принуждая задуматься над высочеством матери, которую убивает блудный сын. А Украина, которая породила революционера, которого морально изуродовала абстрактная идея, прощает ему этот смертный грех.
Новелла Николая Волнового «Я (Романтика)» стала своеобразным изобличением жестокости и несправедливости новой системы. Старание убить в себе человека, убить добро во имя фанатизма, приводит к перерождению в дегенерата.
Вместе со своими героями писатель искал выход из лабиринтов истории, ошибался и пророчил, свято верил и люто ненавидел, и, в конце концов, не выдержал дуализма современной ему эпохи. Прозвучал выстрел...
Проблематика произведения.