x x
menu

Николай Волновой. «Кот в сапогах», «Вальдшнепы», «Сентиментальная история», «Санаторная зона» (на выбор)

Цель:   ознакомить школьников с новеллистикой Н. Волнового и научить сравнивать жизненный путь художника с содержанием его произведений, высказывать соображения о своеобразности творческой манеры писателя, что является проявлением импрессионистского стиля украинской литературы; лелеять чувство высокого гражданского долга.

Тип урока:     внеклассное чтение.

Форма урока: философское исследование.

Оборудование: портрет Н. Волнового, видеозаписи кинолент, фотоиллюстрации г. Тростянца при жизни Н. Волнового, эпиграф.

Неужели я лишний человек потому, Что люблю безумно Украину?

Н. Волновой.

Ход урока.

Мотивация учебной деятельности учеников

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Цифровой калейдоскоп.

Назвать события и факты из жизни и творчества Н. Волнового, которые связаны с указанными датами.

13 декабря 1893 г. - ... (родился Н. Г. Фитилев).

1916    г. - ... (фронты Первой мировой войны, член дивизионного совета солдатских депутатов).

1917    г. - ... (член компартии Украины, активное участие в гражданской войне в рядах Красной армии).

1919 г. - ...

1923    г. - ...

1924    г. - ... 1927 г. - ...

14 января 1928 г. - ... Май 1933 г. - ...

Или заполнить анкету:

1.         Псевдоним … (Николай Волновой).

2.         Настоящее имя … (Николай Григорьевич Фитилев).

3.         Дата и место рождения … (13 декабря 1893 г., г. Тростянец).

4.         Виды деятельности … (Литератор, публицист, общественный деятель).

5.         Направление литературного творчества … («Романтический витаизм»).

6.         Идеологическое художественное направление … (Культурная интеллектуальная Европа).

7.         Годы творчества … (1921–1933 гг.).

8.         Семейное положение … (Дважды состоящий в браке).

9.         Смерть … (13 мая 1933 г. в Харькове, покончил жизнь самоубийством).

10. Характеристика … (Романтик по мировосприятию, фанатик идей, верный друг).

Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1.         Поэтическая минута.

  • Тот выстрел мая в сердце громом,
  • Он стал предвестником тревог,
  • И не остался неизвестным
  • Трагедий многих пролог.
  • Теперь мы понять можем
  • Тайные происки палачей.
  • Поставит точку их угрозам
  • Тем выстрелом певец хотел.
  • Хотел всех он известить
  • О взмахе черного крыла,
  • Желал братьям создавать, жить, -
  • Эпоха их не уберегла.
  • Они пришли на призыв ранний,
  • На чай и на гитары звон,
  • Они пришли на пение прощальное -
  • В последний раз им поет он.

2.         Слово учителя.

Николай Волновой... Вздрогнет сердце при этом имени... А кто же он, этот Волновой, который более полстолетия был заклейменный политическими обвинениями: националист, обиженный нашей фальшивой памятью? Он мог ошибаться и ошибался, но делал это искренне, надеясь, что его поймут все товарищи по литературной работе, читатели - современные и будущие.

3.         Выступление ученика -«исследователя».

В недавно опубликованной автобиографии читаем: «С фронта я приехал в Богодуховский уезд и там на селе начал энергично организовывать союзы неимущих крестьян. Я так энергично работал, что и не заметил, как недалеко загудели немецкие пушки. С конца 1918 года я убежал из Харькова и организовал повстанческий отряд, который боролся против гетманских отрядов на Полтавщине. Этот же отряд выступил и против Петлюровских частей. В этом же году отрядом имени Гонты меня приговорили к расстрелу...».

Убежал Н. Волновой буквально в последний момент. За время гражданской войны ему еще раз объявлялся смертный приговор. Спасла Волнового «молоденькая девочка», которая и стала его женой и героем произведения «Кот в сапогах».

4.         Просмотр документального фильма «Царь и раб ухищрений». Режиссер Ирина Шатохина. Погружение в эпоху, в драматическую историю Н. Волнового.

5.         Чтение в кратком изложении новеллы «Кот в сапогах».

6.         Комментарий к новелле.

Новелла «Кот в сапогах» посвящена женщине в революции. Гапка, т.е. товарищ Жучок, - это тип, который встречал автор-рассказчик на военных дорогах. Женщина невысокая ростом, обутая в великоватые сапоги; за бодрый характер и, очевидно, темные глаза прозванная Жучком. Попробуем проанализировать язык этой новеллы и проследить, характерны ли для нее параметры импрессионистического письма.

Прежде всего, бросается в глаза настроение произведения, которое характерно для импрессионизма. Восторженно-Приподнятое отношение рассказчика к Гапке-Жучку выражается как непосредственно словами, так и самым синтаксисом - это в основном короткие, часто однословные предложения. Так могут говорить крайне увлеченные люди: надо, чтобы звучал гимн «моралям революции», но Жучка будит не гимн, а песня.

Портрет героини, т.е. внешность, писатель характеризует одним словом «жучок». Мы не знаем, русая она или чернявая, какого цвета ее глаза. Известно, что «нос - головка от цвяшка» и что рост - «кот в сапогах».

Имя героини - Гапка - ассоциируется с шитьем золотом или серебром, с пятиконечной звездой на шляпке, глаза - с августовским солнечным лучом. Гапка - «мораль» революции, что тянет солнечный вес в солнечный век. Объединение красненького цвета с цветом хаки - это и есть главная героиня. Встречаем Кота в сапогах и возле огня, посреди зимы и темной ночи. Золото, огонь - это ассоциации тепла, радости, совершенства.

Товарищ Жучок - секретарь партячейки - разговаривает часто на русском языке (новелла практически написана наполовину на русском), что доносит к читателю дух того времени, другими словами - стиль жизни, когда на женских собраниях говорили об аборте, любви, праве кухарки.

Языковая стихия «Кота в сапогах» преисполнена подъемом, радости, легкой иронии, искреннего увлечения и симпатии. «Кот в сапогах» - непосредственная, собственно мужская эмоция, вызванная необыкновенной Гапкой.

7.         Просмотр отрывков из художественного фильма «Вальдшнепы» (Режиссер О. Муратов, 1996).

8.         «Цепочка мыслей».

Прокомментировать название произведения. (Вальдшнеп - небольшая, грациозная дикая птичка, распространенная по всей территории Украины, может быть объектом спортивной охоты. Очевидно, как все дикие птицы, любит свободу, ее тяжело приручить, но возможно. Н. Волновой, рьяный охотник, хорошо был осведомлен с фауной Украины. Совсем не случайно он называет своего героя Дмитрия Карамазова и его жену, бывшую революционерку Анну, и Вовчика, и Аглаю вальдшнепами. Они олицетворяют всю украинскую пореволюционную интеллигенцию. Каждый из этих героев имеет свой путь (товарищ Вовчик, например, как раз является тем, которого легко приручить).

9.         Беседа с учениками.

•          Какие проблемы поднимает автор в романе «Вальдшнепы»?

•          Охарактеризуйте образ Дмитрия Карамазова. Имеет ли он что-то общее с самим автором? Если имеет, то, что именно?

•          Охарактеризуйте образ Аглаи. В чем ее новизна в творчестве Н. Волнового?

10. Проблемная задача (по рассказу Н. Волнового «Сентиментальная история»).

Проанализируйте женский образ в новелле «Сентиментальная история».

Женщина в пореволюционном обществе.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать