Успенский, Николай Васильевич [1837, с. Ступино, Ефремовского уезда, Тульской губернии — 21.X.1889, Москва] — писатель-демократ. Родился в семье деревенского священника, учился в Тульской духовной семинарии. Уже здесь проявились его литературные интересы. Писатель прерывает учебу в семинарии, едет в Петербург, где поступает в Медико-хирургическую академию, затем переходит на историко-филологический факультет Петербургского университета, но через год покидает его. Успенский приобщается к литературной жизни столицы. В 1857 году на страницах «Сына Отечества» появляются его рассказы «Старуха» и «Крестины». Произведениями молодого писателя заинтересовался Н. А. Некрасов и привлек его к сотрудничеству в «Современнике». Рассказы и очерки Успенского, печатавшиеся в «Современнике» под общим названием «Очерки народного быта», принесли успех писателю. В 1861 году вышла первая книга его рассказов. В статье Н. Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?» («Современник», 1861, № 11) был раскрыт глубокий смысл произведений писателя-демократа, их новаторское значение в литературе о народной жизни. В том же году Успенский побывал за границей, познакомился с Тургеневым. Дальнейший жизненный и писательский путь складывался трудно. Некоторое время он преподает в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, потом работает учителем в разных городах. Продолжая литературное творчество, писатель сотрудничает в литературных журналах.
Ценнейшая часть литературного наследия Успенского — его очерки и рассказы о народной жизни, созданные в первый период творчества. По определению Чернышевского заслуга писателя-демократа состояла в том, что «он пишет о народе правду без всяких прикрас». В своих рассказах он со всей смелостью и прямотой заговорил о таких чертах народной жизни, народного характера, которые сложились в тягостных условиях крепостнических порядков, безысходной бедности и бесправия. В рассказах «Обоз», «Проезжий», «Змей» и других писатель рисует деревенскую темноту, невежество, беззащитность перед силой и наглостью богатых и привилегированных сословий. Ф. М. Достоевский отмечал рассказ «Поросенок», в котором Успенский, описывая злоключения бедной женщины, сумел показать в ней «простодушие, добродушие и вместе с тем извращение самых обыкновенных, самых естественных понятий». Большого драматизма при полной безыскусственности повествования преисполнен рассказ старой крестьянки о крепостной деревенской действительности («Старуха»). Устами преуспевающего кабатчика повествуется о горьком пьянстве нищих мужиков («Хорошее житье»). Суровая правда о народе нужна была для самого народа, для роста его самосознания. Именно в этом видели Чернышевский и Добролюбов одну из насущных задач передовой русской литературы. В рассказах Успенского, столь емких по жизненному, идейному содержанию, проявилось большое дарование и художественное мастерство писателя-реалиста — его превосходное знание народного языка, речевая индивидуализация героев, лаконизм повествования, умение за отрывочными картинами представить целый уклад жизни, за скупыми портретными деталями раскрыть существенные черты духовного облика простых людей. Авторское отношение в рассказах не декларируется, оно проявляется в построении, образах, картинах произведения. Рассказы и очерки Успенского периода общественного подъема 60-х годов способствовали развитию всей демократической литературы той поры и последующего времени.
Оценивая роль Н. В. Успенского в утверждении народной темы в русской литературе, Плеханов писал, что это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта. Он отнюдь не задавался целью издеваться в своих произведениях над русским крестьянином... он по-своему сильно сочувствовал ему… Лучшие произведения Успенского способствовали дальнейшему углублению реализма русской литературы, ее развитию по пути демократизма и народности. ***
В творчестве Н. В. Успенского впервые в русской литературе 50–60-х годов XIX века наметилась перемена в изображении жизни народа, которая была отмечена демократической критикой и выразилась в требовании к литературе писать о народе «правду без всяких прикрас». Наступила новая эпоха, эпоха подготовки крестьянской реформы. «Крестьянский вопрос заставил всех обратить внимание на отношения помещиков и крестьян». Литература по-новому взглянула на жизнь крестьян и существующие условия их быта. «Разъяснение этого дела стало уже не игрушкой, не литературной прихотью, а настоятельною потребностью времени. Без всякого шума и грома, без особенных новых открытий взгляд общества на народ стал серьезней и осмысленней…»1.
Позднее Н. Г. Чернышевский уточняет начало нового периода в развитии русской литературы и связывает его с именем Н. В. Успенского. Обращаясь к анализу его произведений в статье «Не начало ли перемены?», критик говорит о «радикальной разнице между характером рассказов о простонародном быте у г. Успенского и его предшественников»2. Новое в изображении народа по сравнению с его идеализацией, укоренившейся в литературе до Н. В. Успенского, предполагает знание правды о нем. Успенский пишет о народе «правду без всяких прикрас». «Заслуга г. Успенского, – отмечает критик, – состоит в том, что он отважился без всяких утаек и прикрас изобразить нам рутинные мысли и поступки, чувства и обычаи простолюдинов»3. Для Чернышевского творчество Успенского ценно прежде всего как документ, дающий верное представление о народной жизни. Он отмечал, что писателю «удалось так глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить перед нами коренную причину ее тяжелого хода как никому из других беллетристов…»4.
Н. В. Успенскому была чужда идеализация крестьянства. Он говорит откровенно все, что знает о нем. Его внимание привлекает грабительский характер реформы, положение крестьянства, его расслоение.
Успенский видит смутное зарождение социального протеста, едва заметный рост сознания личности и бунтарского духа отдельных крестьян. Писатель смотрит на крестьянскую жизнь иными глазами, чем многие его современники. Интерес представляет замечание К. И. Чуковского о непохожести страны, изображенной Н. В. Успенским, на тургеневскую: среди жителей этой страны не было ни Хорей, ни Калинычей. Ни про одного из них Успенский не мог повторить вслед за Тургеневым, будто лицо у него было кротко и ясно, как вечернее небо. Да и не станут они подносить друг другу пучки полевой земляники. В стране Успенского только и помышляют о том, как бы дерябнуть... да как бы объегорить кого, – один под другого подкапывает, один другого поддевает.
Крестьяне Н. В. Успенского воспринимают такую жизнь как норму и не надеются на ее изменение. Они понимают безнадежность своего положения, не питают иллюзий насчет свободы и равенства. Для них освобождение от жизни – это самое лучшее: «То-то придет время, все помрем! Вот уж и будет свобода-то! Никаких забот! Лежи себе, ровно барин»; «А что вы говорили насчет равенства, то оно будет в конце мира, не раньше».
Трагический крестьянский мир с его мрачными неприглядными сторонами – нищетой, темнотой, суевериями, отсталостью, пьянством, жестоким помещичьим произволом – волнует писателя. Он верен своему принципу фотографичности фактов, считает, что явление нужно дать, как оно выглядит.
Так, рассказ «Старуха» – горькая жалоба народа на горемычную жизнь. Горе матери, ее печальный, прерывающийся слезами рассказ о судьбе сыновей не вызывает сочувствия окружающих. Убитая горем мать одинока в своем несчастье. Трагедия крестьянки никого не волнует. Люди в рассказах Успенского разобщены, далеки друг от друга. Символично название села – Горемыкино, и крестьянка называет себя «горемыкинской».
Как символ крестьянской России воспринимается и финальная картина деревеньки «Из дневника неизвестного». Автор пишет: «На горе стояла мокнувшая деревенька, словно заливавшаяся слезами»5. Успенский рисует пьяный разгул и произвол властей («Хорошее житье»), темноту и невежество народа («Змей», «В ночь под светлый праздник», «Обоз»). Однако это не умаляет его особого отношения к деревне. К. И. Чуковский отмечал, что «русскую деревню он любил ненасытной и взволнованной любовью», испытывал тревогу о несчастных, обокраденных крестьянах, боль от их темноты и бесправия. «Он не льстил им, не молился на них, не сочинял легенд о их мудрости и какой-то гармонической красоте, он – по своему обычаю – говорил о них самую горькую правду, но это была правда любви, а не злобы»6.
Вместе с тем писатель не дает своего субъективного толкования объективной ситуации – изображаемой действительности. Это не входило в его художественную задачу. Читатель должен был сам почувствовать и осознать необходимость скорейшего коренного решения крестьянского вопроса.
Изображение народной жизни соответствует художественным принципам писателя: она представлена в отдельных явлениях, осколочных художественных срезах и проявлениях действительности, разъединенных между собой, притом каждая картина изображенной им жизни несет свою идейную функцию.
В своем творчестве Успенский стремился к созданию циклов произведений. Основным из них являются очерки «Из простонародного быта», единство которых достигается показом разных сторон народной жизни как единого национального явления в определенный исторический период, а также образами простонародной среды.
Жанровые особенности своих произведений писатель обозначал сам: «Дорожные сцены», «Сцены из сельского праздника», «Родные картины», «Картины русской жизни». Уже сами названия говорят о том, что перед читателем проходит череда картин, сцен, эпизодов, сменяющих друг друга.
Н. В. Успенский был «первопроходцем» в демократической прозе. В его творчестве уже отразились основные ее особенности, художественные принципы и жанры, своеобразие эстетики: демократизм, точность, документальность в описании событий как фактор художественной правдивости, фольклоризм и этнографизм как основной структурный элемент, сдержанность чувств, сердечных излияний в оценке поступков действующих лиц и событий, исключение всяческих лирических проявлений, своеобразие описаний природы.
В изображении Успенского народ не осознал причин своих бед, не вступил на путь разумной борьбы за социальное переустройство. Писатель же ставил перед обществом огромную тяжелую «...задачу исправить то веками накопившееся зло, которое историей причинено народу, просветить мужика, воскресить в нем человека»7.
Н. В. Успенский, как и все беллетристы-шестидесятники, был собирателем-этнографом. Для него народно-поэтическое искусство и культура являлись источником духовности народа, неотъемлемым составным качеством русской души, обращение к которым придает иные художественно-эстетические начала его творчеству.
Фольклорные жанры вносят лирические нюансы в его «суровую» прозу, создавая иной колорит, выделяя социальный план жизни и подчеркивая социальное звучание элементов фольклора. В рассказе «Поросенок» писатель делает акцент не на фольклорной основе повествования о «бедовом воре», а на общем фоне происходящего – забитости народа, его духовной нищете. Народная примета о счастье новорожденного, родившегося в рубашке (рассказ «Крестины»), также истолковывается писателем как изображение безрадостного положения бедняка: счастье ребенка, что он умер вовремя.
Демонологические народные представления используются писателем для изображения темных сторон в жизни крестьянства, его мировосприятия, окрашивая повествование как мягким юмором, так и обличительным пафосом (рассказы «Колдунья», «Змея»).
Песенная лирика включается в повествование. Так, в рассказе Н. В. Успенского читаем: «Парень, придерживая щеку, как это делают вообще запевалы, начинает; все подхватывают. – Песня раздается: Ночь осенняя, Молодка моя, молоденькая…
Съезжает со двора тройка. Колокольчик разливается, отчего ямщик приходит в большой экстаз»8.
Описываются Успенским и хороводные игры и пляски («Сцены из сельского праздника»). Рассказ «Хорошее житье» о судьбе дьячка заканчивается присказкой из песни. Автор замечает, что его отправили в острог. Перед отъездом он «отзванивал трепака» и приговаривал: «Эх, прощай, голубчик Ваня, скоро будет тебе баня».
В «Странницах» последняя картина начинается и кончается песней: «Уж вы, ночи темные. Вечера осенние. Надоели, надоскучили». Песня подытоживает судьбу двух старых крестьянок, усиливает настроение безысходности. Песня несет этнографическую нагрузку, она является этнографическим фактором, но она и художественное средство раскрытия характера, внутреннего состояния человека, особенно в моменты наибольшего напряжения.
В рассказе «Старуха» Н. В. Успенского перед уходом в солдаты герой-крестьянин поет: «Сидит ворон на березе». Финал песни – финал жизни крестьянина. Здесь проявляются элементы бытописания. В произведениях шестидесятников песня соотносится с жизнью.
Николай Васильевич Успенский, воплощая принцип изображения жизни народа «без прикрас» отразил отрицательные явления в русском крестьянстве как наследие векового рабства – невежество, грубость нравов. Его крестьянин в поле, курной избе, извозе – забит, суеверен. Традиции Успенского были восприняты А. И. Левитовым, В. А. Слепцовым, Ф. М. Решетниковым, сурово и мрачно изображающими крестьянство. Вопросы и задания Дайте краткую характеристику творчеству Н. В. Успенского, используя биографическую справку. О каких переменах в изображении жизни народа в литературе говорят рассказы Н. В. Успенского? Какие картины народной жизни рисует писатель? Как изображает крестьян? Вспомните «Записки охотника» И. С. Тургенева. Чем, по-вашему, отличается изображение крестьян у Тургенева и Успенского? Почему крестьянский мир, изображенный Н. В. Успенским, можно назвать трагическим? Расскажите о нем. Как, по-вашему, относится писатель к русской деревне и русскому крестьянину? Какую задачу ставил писатель перед обществом, изображая народ? Как определил ее М. Горький?