Немецкий экспрессионизм. Реальность и вымысел в произведениях Франца Кафки

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Кризисные умонастроения в Германии в начале XX в. Немецкий экспрессионизм в контексте идей европейского модернизма. Теория интуитивизма А. Бергсона и теория познания Э. Гуссерля как философские источники экспрессионистской концепции мира и искусства.

«Сумерки человечества», Апокалипсис, Страшный суд — ключевые образы нового направления. Сущность экспрессионистского мироощущения: антибуржуазное бунтарство, свобода личности, анархическое отношение к обществу, пацифизм, преобразование мира силой человеческого духа. Глазами экспрессионистов мир виделся как средоточение человеческих страданий, как «сочетание символов и знаков, за которыми стояло нечто, именуемое жизнью».

Новый тип художественного мышления нашел свою адекватную форму в поэзии — Франц Верфель (1890—1945), Георг Тракль (1887—1914), Георг Гейм (1887—1912); в драматургии — Георг Кайзер (1878—1945); в живописи — Франц Марк (1880—1916), Марк Шагал (1887—1985), Василий Кандинский (1866—1944), Пауль Клее (1879—1940); в прозе — Густав Мейринк (1868—1932), Роберт Музиль (1880—1942), Франц Кафка (1883—1924).

Художественный мир австрийского писателя Франца Кафки. Творчество Кафки как синтез самых разнообразных пластов европейских культур: немецкой, иудейской, славянской. Кафкианская модель мира. Пророк пессимизма. Болезненно обостренная впечатлительность, жажда одиночества и страх перед ним, беззащитность перед внешней стороной жизни, неумение к ней приспособиться, неверие в собственные силы — отличительные черты душевного состояния писателя. Человек, в восприятии Кафки, это существо глубоко страдающее, которое несет в самом себе постоянную душевную муку. Материалом для творческой лаборато

рии стала сама жизнь художника. Все протагонисты Кафки — это зеркальное отражение самого писателя.

Атмосфера абсурда в ранних новеллах: сб. притч «Созерцание» (1913), «Кочегар» (1913), «Приговор» (1915), «Превращение» (1915), «В исправительной колонии» (1914). Стремление автора придать нереалистическим ситуациям внешнюю правдоподобность, привести парадоксальное содержание к прозаической форме.

Фантасмагория Кафки в новелле «Превращение». Фантазия как средство анализа действительности. Грегор Замза — еще один литературный тип в галерее образов «маленького человека». Трагизм мироощущения перерастает в слепой ужас перед бытием. Развенчание самого понятия человек. Передача внутреннего омертвления персонажа на окружающий мир.

«Письмо отцу» (1919) — один из самых исповедальных документов в истории мировой литературы. Отношение Кафки к среде, из которой он вышел. Чувство вины перед своими близкими. Беззащитность перед внешней стороной жизни, неспособность наладить контакт с окружающим миром.

Дисгармония человеческого существования как результат разобщенности людей в романе «Америка» (др. наз .»Пропавший без вести») (1913). Абстрагирование от реальной и жизненной конкретики. Изображение гротескной модели «американизированного общества». Невозможность преодолеть взаимное отчуждение между людьми.

Роман «Процесс» (1915) — символическая картина беззащитности человека перед лицом власти. Главный постулат — невозможность сопротивления зловещим силам, которые господствуют над человеком. Схематичность, абстрактность характера главного персонажа — банковского служащего Иозефа К. Олицетворение реальной человеческой сущности, «человека без свойств». «Преступление» и «наказание» героя, «человек живет и человек осужден».

Реминисценции идей Достоевского. Закон - единственная сила, которая в состоянии подавить любого, внушить ему чувство вины. Назидательность притчи о вратах Закона. Судебный процесс - закономерный итог взаимоотношений Иозефа К. и государственного аппарата. Талант Кафки — «ясновидца». Предвосхищение идей тоталитарного, бюрократического государства.

«Абсурдный человек», заключенный в «абсурдные обстоятельства», в романе Кафки «Замок»-(1922). Процесс полного обезличивания главного героя — землемера К. Замок как символ власти, миропорядка закона. Двойственность К. по отношению к замку: чувство ненависти сочетается с

чувством почтения. «Поток обстоятельств». Переплетение фантастики с прозаичным изображением повседневности. Система образов обитателей деревни. Критерии «униженных» и «оскорбленных»: внутреннее рабство, неспособность к сопротивлению, равнодушие к страданиям ближнего. Капитуляция землемера перед замком. Открытый финал романа. Мифологическая образность писателя.

Влияние идей Кафки на последующую литературу XX в.

ЛИТЕРАТУРА: ЗатонскийД. В. Франц Кафка и проблемы модернизма. — М., 1965. Сучков Б. Л. Франц Кафка // Сучков Б. Л. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе. В 2-х т. — М., 1976. — Т. 1. — С. 5—74. Камю. А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки// Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. — М., 1990. С. 93—101. Книпович Е. Франц Кафка // Книпович Е. Отвественость за будущее. Литературно-критические статьи. — М., 1973. — С. 311—344.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector