Назовите вечные образы в мировой литературе (на примере изученных произведений). Охарактеризуйте один на выбор

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Вечные образы - литературные персонажи, которые получили многократное воплощение в искусстве разных стран, разных эпох и стали «знаками» культуры: Преметей, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот, Фауст и др. Традиционно вечными образами считают мифологических, библейских, а также легендарных персонажей (Наполеон, Жанна Д'Арк), если эти образы использовались в литературных произведениях. Нередко к «вечным образам» зачисляют и тех персонажей, чьи имена превратились в обобщающие названия определенных явлений, человеческих типов: Плюшкин, Манилов, Каин.

Дон Кихот - один из известнейших «вечных образов». Он имеет длинную историю толкования и переосмысления. Бессмысленными и смешными выглядят «подвиги» Дон Кихота, который видит мир таким, каким его изображали в рыцарских романах. Корчма кажется ему замком, ветряные мельницы - великанами, а отара овец - вражеским войском. От героев рыцарских романов Дон Кихота отличает не только его комический вид. Герой Сервантеса хорошо сознает, что живет в «железные, подлые времена» и свою моральную обязанность он видит в том, чтобы вернуть миру утраченную справедливость. Все свои силы он готов отдать людям, которые, как ему кажется, нуждаются в его бескорыстной помощи. Но среди выдающихся героев эпохи Возрождения Дон Кихота отличает именно эта способность к действию, энтузиазм, с которым он отстаивает справедливость, хотя и усилия его часто бывают напрасными.

Сервантес был большим гуманистом, ему близки высокие идеалы Ренессанса, но он жил и создавал в то время, как иллюзии относительно возрождения «золотых времен» таяли. В Испании этот процесс происходил, возможно, мучительнее. Поэтому роман о Дон Кихоте - это и своеобразная переоценка ренессансных ценностей, которые не выдержали проверки временем. Благородным мечтателям не удалось изменить мир. Проза жизни возобладала над красивыми идеалами. В Англии Вильям Шекспир показал это как трагедию, в Испании Сервантес изобразил это в смешном и печальном вместе с тем романе «Дон Кихот». Сервантес не смеется над желанием своего героя действовать, он только показывает, что оторванность от жизни может свести на нет все усилия «идеалиста и энтузиаста». В конце романа побеждает здравый смысл: Дон Кихот отказывается от рыцарских романов и своих затей. Но в памяти читателей навсегда остается герой, который старается «всем делать добро и никому не приносить зла».

Образ Дон Кихота очень рано отделился от литературного произведения и начал самостоятельную жизнь в произведениях других авторов. Это началось еще в ХVII ст. Испанские писатели Лопе де Вега, Кальдерон, Гонгора создают свои пьесы, используя многозначный образ Дон Кихота для раздумий над судьбой современной им Испании.

О «Дон Кихоте» писали Гете и Шиллер, а немецкие романтики первыми определили его как произведение глубокого и всеобъемлющего философского восприятия мира.

Н. Гоголь, работая над «Мертвыми душами», ориентировался на этот роман. Ф. Достоевский называл его книгой, которая «...дается человечеству по одной в несколько сотен лет».

Вывод. Вечные образы в литературе является воплощением вечных ожиданий и стремлений человечества. Они помогают понять нашу причастность к прошлому и будущему, осознать те моральные ценности, которые оставили нам в наследство бывшие поколения.

Опорные понятия: рыцарские романы, моральная обязанность, гуманист, Ренессанс, идеалы.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector