Цель: с помощью предложенных задач проявить у учеников уровень знаний, умений и навыков по изученной теме; закрепить их; развивать внимание, ловкость, решительность, сообразительность, умение аккумулировать полученные знания; воспитывать интерес к следствиям собственной работы; пунктуальность, рациональность в использовании времени.
Тип урока: контроль, коррекция знаний и умений.
Оборудование: тестовые задачи и вопросы для контроля по теме.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.
III. Содержание урока.
1. Объяснение учителя к выполнению контрольной работы.
2. Ход контрольной работы.
I вариант. Начальный уровень.
1) Сказка по жанровой направленности может быть:
а) обычной;
б) фантастической;
в) драматической.
2) Алчный, завистливый, жестокий — эти черты характера присущие:
а) дяде («О правде и несправедливости»);
б) волку («О жар-птице и волке»);
в) отцу Маруси («Мудрая девушка»).
3) К социально-бытовой принадлежит сказка:
а) «Красный Иванко и заклятый город»;
б) «О жар-птице и волке»;
в) «О правде и несправедливости».
I вариант. Средний уровень.
4) В какой известной вам народной сказке справедливость побеждает неправду?
5) Коротко опишите, как волк оживил младшего сына. (Народная сказка «О жар-птице и волке»).
6) Назовите фантастические элементы народной сказки «Красный Иванко и заклятый город».
I вариант. Достаточный уровень.
7) Объясните словосочетание нечистая сила. В каких известных сказках оно упоминается?
Прокомментируйте, почему сказочные герои распределяются на положительных и отрицательных, бедных и богатых.
9) В чем сила добра сказочных героев? Докажите собственные мысли на примере любой народной сказки.
I вариант. Высокий уровень.
10) Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем:
а) «Сказка — целебный источник фантазии»;
б) «На какого сказочного героя я хотел быть похожим и почему?»;
в) «Борьба добра и зла в народных сказках».
II вариант. Начальный уровень.
1) В каких двух народных сказках упоминается о нечистой силе?
а) «Мудрая девушка» и «О правде и несправедливости»;
б) «О правде и несправедливости» и «Красный Иванко и заклятый город»;
в) «Красный Иванко и заклятый город» и «О жар-птице и волке».
2) Какое число встречается во многих народных сказках?
а) Два;
б) пять;
в) три.
3) Характерным выражением «Вот вам сказка, а мне бубликов вязка» заканчивается следующая сказка:
а) «О жар-птице и волке»;
б) «О правде и несправедливости»;
в) «Мудрая девушка».
ІІ вариант. Средний уровень.
4) В какой сказке какой герой пользуется живой и мертвой водой?
5) Приведите примеры из сказки «Красный Иванко и заклятый город», где добро побеждает зло.
6) Какую первую загадку предложил господин бедному и богатому людям? («Мудрая девушка»).
ІІ вариант. Достаточный уровень.
7) Составьте план народной сказки «О правде и несправедливости».
Почему, по вашему мнению, господин старался избежать суда между истцами? Обоснуйте собственную мысль. («Мудрая девушка»).
9) Мотивируйте, в чем сила Иванко, который был в силах, жертвуя собой, победить темень и заклятие. («Красный Иванко и заклятый город»).
II вариант. Высокий уровень.
10) Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем.
а) «В чем мудрость сказок?»;
б) «Красивое и безобразное в народных сказках»;
в) «За что я люблю читать народные сказки».
III вариант. Начальный уровень.
1) Об оживлении мертвого героя рассказывается в сказке:
а) «Мудрая девушка»;
б) «О жар-птице и волке»;
в) «Красный Иванко и заклятый город».
2) Какой герой народной сказки «О правде и несправедливости» является лишним в предлагаемой цепочке: дядя, бабушка, госпожа, поп, господин, черт, племянник?
а) Госпожа;
б) бабушка;
в) поп.
3) Какая из указанных ниже пословиц относится к дяде, сказочному герою произведения «О правде и несправедливости»?
а) Подарок назад не берут;
б) Какой ум, такая и болтовня;
в) Завистливому боком вылезет.
ІІІ вариант. Средний уровень.
4) Коротко опишите, о чем происходил разговор между неизвестным мужчиной и женщиной в начале сказки «Красный Иванко и заклятый город».
5) Как Маруся определила, какому хозяину принадлежит родившийся жеребенок? («Мудрая девушка»).
6) Назовите черты характера, которые присущи племяннику, сыну умершего бед ного брата («О правде и несправедливости»).
ІІІ вариант. Достаточный уровень.
7) Докажите, что в образе Маруси, героине сказки «Мудрая девушка», воплощены наилучшие черты народной мудрости.
Почему, по вашему мнению, господин и поп утверждали, что лучше жить несправедливостью? («О правде и несправедливости»).
9) Как, по вашему мнению, что дало возможность Ивану освободить город от заклятия? Обоснуйте собственные соображения. («Красный Иванко и заклятый город»).
ІІІ вариант. Высокий уровень.
10) Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем.
а) «Сказка — художественная жемчужина народного творчества».
б) «За что народ полюбил сказки и будет любить их всегда?».
в) «Мой любимый герой народной сказки о животных». Примечание: во время решения задач контрольной работы ученики выполняют по одном вопросу из достаточного и высокого уровней.
IV. Итог урока.
V. Домашняя задача.