Народные Легенды «О Звездном Возе», «О Ветре», «Об Огне»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:           исследовать через содержание легенд «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне» реальные и фантастические элементы человеческого поведения, черты характера, давние представления о добре и зле, их роли в жизни человека; формировать навыки выразительного чтения, пересказа легенд близко к тексту; воспитывать положительные черты характера, любознательность. Оборудование: разные издания народных легенд, иллюстрации к ним.

Тип урока:      урок-исследование.

Пустынное пространство,

как душа без мифа.

Лина Костенко.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

  • Расскажу вам о прошлом,
  • Что уже мхами поросло,
  • Что, потомками забыто,
  • За водой поплыло.
  • Перед вами древние
  • Пройдут волнами времена,
  • Из могил к вам отзовутся
  • Наших
  • предков голоса...

Строки стиха известного украинского поэта Александра Олеся звучат словно от лица каждого, кто стремился донести к читателям дух далекого времени.

Еще с давних времен люди стремились понять, откуда появился мир, почему ночь сменяет день, от чего бывает ветер, как возникает дождь.

 

Древние люди старались объяснить эти явления могущественными сверхъестественными силами богов и духов, которым все подвластно в мире. Так появились мифы и легенды.

II.       Актуализация опорных знаний.

Что называется легендой?

Игра «Познай легенду».

Ученики слушают отрывки из изученных на предыдущем уроке легенд, называют их.

  1. А черт жил где-то так в домах, где жил. Так Бог пришел к черту да и повел черта к Днепру, чтобы нырнул и вынес песок в руке... (Легенда «О создании земли»).
  2. Когда пришло солнце, то оно разделось и повесило свои ризы да и пошло в дом. Сестра, увидев, что солнце повесило ризы, быстро побежала к брату, который едва не умер от жары... (Легенда «Почему бывает печальное Солнце»).

 

  1. III.   Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. 
  2. IV.     Постановка проблемной задачи. 

Выяснить роль добра и зла в жизни человека.

V.       Осознание и восприятие учебного материала.

  1. 1.     Выразительное чтение легенды «О звездном Возе» учителем и учениками. 
  2. 2.     Беседа по смыслу.

 

  • Какое несчастье случилось с людьми в неизвестном крае?
  • Какие черты характера имела девушка?
  • Какие моменты свидетельствуют об образовании звездного Воза?

 

  1. 3.     Выразительное чтение легенды «О ветре» учителем и учениками.
  2. 4.     Cловарная работа по смыслу текста.
  3. 5.     Беседа по смыслу.

 

  • Кто мешал хозяину сеять зерно?
  • Как повел себя человек с ветром?
  • Как ветер отомстил хозяину за его поступок?
  • Какая главная мысль этой легенды?

 

  1. 6.     Выразительное чтение легенды «Об огне» учителем и учениками.
  2. 7.     Беседа по смыслу.

•    Какие символические образы появились в вашем воображении?

8.   Работа над иллюстрациями к народным легендам (метод «Микрофон»).

VI.       Осмысление учебного материала.

1. Ток-шоу «Я так думаю» (по проблемной задаче, поставленной в начале урока).

Дети высказывают собственные мысли относительно проблемной задачи и обсуждают на уроке.

2.   Тестовая работа по изученному материалу.

1)   Сколько звезд вылетело из перекинутого кувшина?

а) Семь;                            

б) шесть;                           

в) восемь.

2) Какой рисунок образовали звезды?

а) Лодки;                        б) телеги;                в) медведя.

3)   Что символизировала малая звезда?

а) Душу девушки;           б) душу собаки;        в) душу больного.

4) Хозяин рассердился из-за того, что ему мешал сеять зерно?

а) Ветер;                            б) дождь;                в) снег.

5)   Когда начался пожар?

а) Ночью;                       б) утром;                 в) днем.

6)   Какая тема объединяет эти легенды?

а)      Так необходимо жить, чтобы никому зла не совершать;

б)      доброе имя — лучшее богатство;

в)      никто не знает, что его в жизни ждет.

VII.       Итог урока

  • Какая легенда вам больше всего понравилась?
  • Какому герою вы хотели бы подражать? Почему?
  • Какой вывод вы сделали для себя, исходя из этого урока?

VIII.      Домашняя задача.

  1. Выразительно читать и пересказывать легенды «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне».
  2. Инсценировать любой отрывок из легенды (на выбор учеников).
  3. Подобрать пословицы, созвучные с содержанием легенд.
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector