Цель: исследовать через содержание легенд «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне» реальные и фантастические элементы человеческого поведения, черты характера, давние представления о добре и зле, их роли в жизни человека; формировать навыки выразительного чтения, пересказа легенд близко к тексту; воспитывать положительные черты характера, любознательность. Оборудование: разные издания народных легенд, иллюстрации к ним.
Тип урока: урок-исследование.
Пустынное пространство,
как душа без мифа.
Лина Костенко.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
- Расскажу вам о прошлом,
- Что уже мхами поросло,
- Что, потомками забыто,
- За водой поплыло.
- Перед вами древние
- Пройдут волнами времена,
- Из могил к вам отзовутся
- Наших
- предков голоса...
Строки стиха известного украинского поэта Александра Олеся звучат словно от лица каждого, кто стремился донести к читателям дух далекого времени.
Еще с давних времен люди стремились понять, откуда появился мир, почему ночь сменяет день, от чего бывает ветер, как возникает дождь.
Древние люди старались объяснить эти явления могущественными сверхъестественными силами богов и духов, которым все подвластно в мире. Так появились мифы и легенды.
II. Актуализация опорных знаний.
Что называется легендой?
Игра «Познай легенду».
Ученики слушают отрывки из изученных на предыдущем уроке легенд, называют их.
- А черт жил где-то так в домах, где жил. Так Бог пришел к черту да и повел черта к Днепру, чтобы нырнул и вынес песок в руке... (Легенда «О создании земли»).
- Когда пришло солнце, то оно разделось и повесило свои ризы да и пошло в дом. Сестра, увидев, что солнце повесило ризы, быстро побежала к брату, который едва не умер от жары... (Легенда «Почему бывает печальное Солнце»).
- III. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
- IV. Постановка проблемной задачи.
Выяснить роль добра и зла в жизни человека.
V. Осознание и восприятие учебного материала.
- 1. Выразительное чтение легенды «О звездном Возе» учителем и учениками.
- 2. Беседа по смыслу.
- Какое несчастье случилось с людьми в неизвестном крае?
- Какие черты характера имела девушка?
- Какие моменты свидетельствуют об образовании звездного Воза?
- 3. Выразительное чтение легенды «О ветре» учителем и учениками.
- 4. Cловарная работа по смыслу текста.
- 5. Беседа по смыслу.
- Кто мешал хозяину сеять зерно?
- Как повел себя человек с ветром?
- Как ветер отомстил хозяину за его поступок?
- Какая главная мысль этой легенды?
- 6. Выразительное чтение легенды «Об огне» учителем и учениками.
- 7. Беседа по смыслу.
• Какие символические образы появились в вашем воображении?
8. Работа над иллюстрациями к народным легендам (метод «Микрофон»).
VI. Осмысление учебного материала.
1. Ток-шоу «Я так думаю» (по проблемной задаче, поставленной в начале урока).
Дети высказывают собственные мысли относительно проблемной задачи и обсуждают на уроке.
2. Тестовая работа по изученному материалу.
1) Сколько звезд вылетело из перекинутого кувшина?
а) Семь;
б) шесть;
в) восемь.
2) Какой рисунок образовали звезды?
а) Лодки; б) телеги; в) медведя.
3) Что символизировала малая звезда?
а) Душу девушки; б) душу собаки; в) душу больного.
4) Хозяин рассердился из-за того, что ему мешал сеять зерно?
а) Ветер; б) дождь; в) снег.
5) Когда начался пожар?
а) Ночью; б) утром; в) днем.
6) Какая тема объединяет эти легенды?
а) Так необходимо жить, чтобы никому зла не совершать;
б) доброе имя — лучшее богатство;
в) никто не знает, что его в жизни ждет.
VII. Итог урока
- Какая легенда вам больше всего понравилась?
- Какому герою вы хотели бы подражать? Почему?
- Какой вывод вы сделали для себя, исходя из этого урока?
VIII. Домашняя задача.
- Выразительно читать и пересказывать легенды «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне».
- Инсценировать любой отрывок из легенды (на выбор учеников).
- Подобрать пословицы, созвучные с содержанием легенд.