x x
menu

Народная драма «Вильгельм Телль», поэтизация в ней борьбы за национальную независимость и свободу личности

Цель: ознакомиться с содержанием драмы Шиллера «Вильгельм Телль»; объяснить символический смысл сцены на Рютли; продолжать учить учеников работать в группах.

Оборудование: карточки с задачами для групповой работы.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Ход урока.

I.       Актуализация знаний.

«Затронутая последовательность» - работа в группах.

  • Спасение Вильгельмом Теллем охотника Баумгартена. 
  • Совет в Рютли. 
  • Убийство Баумгартеном наместника императора. 
  • Коллективное, скрепленное клятвой согласие отстаивать свою свободу. 
  • Выстрел в яблоко на голове Вальтера.
  • Девушки несут шляпу на жерди.
  • Заключение Телля Геслером.
  • Встреча Геслера с Армгардой.
  • Требование кланяться австрийской шляпе Геслера.
  • Раздувание пожара восстания кантоном Ури.

II.       Мотивация учебной деятельности.

Учитель. На территории швейцарских кантонов точилась национально-освободительная борьба. Шиллер поэтизировал эту борьбу за национальную независимость и свободу личности, заканчивая свое произведение трехкратным повтором слова «свобода». Как утверждает Б. Шалагинов, «еще до “гейдельбергских” романтиков он попробовал раскрыть национально неповторимые черты народа, связав эти черты не только с природой, но и с условиями жизни, борьбой с инородным влиянием на развитие своей культуры». Детальнее с изображением одного эпизода такой борьбы мы ознакомимся на этом уроке.

III.       Работа над темой урока.

1. Сообщение ученика-«историка» (по опережающей задаче).

Ориентировочное содержание сообщения о швейцарских кантонах и об их освободительной борьбе.

Ядром Швейцарского союза стали три горных лесных кантона - Швиц, Ури, Унтервальден. С ХIII ст. они владели ключами от Сен-Готардского перевала, который связывал Италию с другими странами Европы. Габсбурги имели в этих 3-х катонах своих управляющих - фогтов - и большие земельные владения. Местное население сумело отстоять свою независимость.  Большие города Цюрих и Женева стали центрами, из которых распространялась реформация. В 1291 году кантоны Швиц, Ури, Унтервальден заключили между собой соглашение об общей борьбе против Габсбургов. Другие области тоже поднялись на борьбу. В 1332 году присоединился Люцерн, в 1351 году - Цюрих, В 1352 году - Цуг и Гларус, в 1353 году - Берн, в 1481 году - Фрицбург (Фрейбург), в 1501 году - Базель и Шафхаузен.

Возрастало военное могущество Швейцарского союза. Армия была крестьянской. В битве возле Нансу (1477) швейцарцы вместе с герцогом Рене Лотарингским разгромили армию бургундского герцога Карла Смелого. В результате Бургундское герцогство было ликвидировано. После этого Швейцарский союз стал фактически независимым. По политическому устройству Швейцарский союз был конфедерацией, т.е. не имел постоянных органов центральной власти. Общие дела решались на съездах кантонов - ландтагах.

Были союзные земли, присоединенные к кантонам на основе договоров. Они не имели представительства в ландтаге. Все кантоны по уровню экономического развития можно поделить на две группы - лесные и сельскохозяйственные. Большая часть крестьян здесь выкупалась из зависимости. Феодальные отношения сохранялись лишь в церковных землях.

Ведущей областью было животноводство. Продукция - шерсть, кожа, масло, сыр - сбывалась в городские кантоны, а также в Италию и Германию. Пастбища и леса были в общинном пользовании. А хлеб завозился из Германии через Базель и Цюрих. Кантоны были разными, и объединила их борьба против Габсбургов. Городские кантоны хотели подчинить себе лесные. Конфедерация была и языково разделенная - на французскую и немецкую.

Независимость Швейцарского союза.

 

2. Поэтизация в драме «Вильгельм Телль» борьбы за национальную независимость и свободу личности робота в 5 группах. Время на подготовку сообщения - 10 минут.

Задача для группы 1.

Подготовить сообщение о совете в Рютли (лужайка на западном берегу озера, легендарная колыбель независимости Швейцарии). Сообщение подкрепить цитатами из текста.

Ожидаемый ответ.

На совете в Рютли Штауффахер объявляет, что все швейцарцы «рода одного и одной крови», из единой походят отчизны. Когда десяток северных жителей Германии пришли в южные места, где и поселились среди «этих лесов и гор высоких», образовался Швиц, а потом другие швейцарские кантоны. Крестьяне делают ударение на том, что они свободные. Они никогда «колен перед князьями не склоняли. И щит империй избрали свободно». Поскольку предки не могли «обойтись без власти», «все же императору воздали честь - // Стран немецких господина и итальянских». И с этим немецким императором, по его призыву принимали участие в военных походах. Но рабами они не были никогда.

Главой собрания стал Итель Рединг, представитель от Швица. Кроме него в числе присутствующих были также Конрад Гунн и Ганс Мауер. Все присутствующие постановили отстаивать свою свободу, скрепили решение клятвой, что не потерпят насилия от Австрии:

и износит от слуги чужого то,

К чему и император не принудил...

Задача для группы 2.

Подготовить сообщение о Штауффахере как одном из главных организаторов демократического объединения кантонов. Сообщение подкрепить цитатами из текста.

Ожидаемый ответ.

Вернер Штауффахер - достойный наследник убеждений своего тестя Иберга, который был ячейкой швицких крестьян, размышлял «о благе родины», собирал старейшин рода и читал им пергаменты - «имперские грамоты, которые давали вольности швейцарцам». После того, как Ландфогт Геслер додумался дать распоряжение, чтобы свободные швейцарцы кланялись его австрийской шляпе, прикрепленной на жерди к столбу, Штауффахер призвал «позор ярма нового не терпеть». Он - настоящий патриот народа, знает, что «обязанность всех свободных граждан - государство, свой народ защищать».

 

Вернер становится одним из главных организаторов демократического объединения кантонов, предводителем национально-освободительного движения против «насилия тирании» Австрии и ее Ландфогтов. Штауффахер не героической натуры, но он призывает к вооруженной борьбе против национального порабощения. Гражданин и демократ, он делает вывод, что во время, когда «становится человек волком для человека», просто необходимо взяться за меч:

Восстанем за отчизну, За наших жен и за детей восстанем!

Задача для группы 3.

Подготовить сообщение о Винкельриде и его совете начать восстание на рождество. Сообщение подкрепить цитатами из текста.

Ожидаемый ответ.

Крестьяне трех кантонов поклялись дружно выступить против ландфогтов и их слуг. Информацию о сборах и их решении они держали в строгой тайне. Представитель Унтервальдена Онкельрид посоветовал начать восстание на рождество, когда легче будет пробраться в ландфогтские земли и захватить их. С таким предложением согласились все. Штауффахер предупредил:

Терпите! Пусть растет вина тиранов, но настанет день, и долг общий Мы с лихвой уплатим им сразу... …Тот вред делу общему совершил, Кто не сокрушался, кроме себя, ни о ком.

Задача для группы 4.

Подготовить сообщение о завязке сюжета (Баумгартен из Унтервальдена, Мельхталь). Сообщение подкрепить цитатами из текста.

Ожидаемый ответ.

В самом начале произведения крестьянин Баумгартен убил топором наместника императора за то, что тот начал цепляться к его жене. Но после этой попытки защитить честь семьи и свою собственную ему пришлось убегать из дома.

Мельхталь также вступил в стычку с ландфогтом, побив его слугу, который хотел «волов замечательных пару» забрать по приказу ландфогта.

 

За этот поступок ландфогт выколол глаза его отцу, чем только усилил ненависть к себе и готовность к борьбе за волю. Свое стремление к протесту Мельхталь объясняет так:

и даже вол, послушный наш челядинец,

обозленный, могущественным рогом бьет

и врага под тучи подбрасывает.

Он вносит предложение принять закон:

Так, кто посоветует Австрии подчиниться,

Пусть будет прав лишен и уважения...

Задача для группы 5.

Подготовить сообщение о силе патриотизма трудового человека в драме («свой край готовы защищать»). Сообщение подкрепить цитатами из текста.

Ожидаемый ответ.

За закон, предложенный Мельхталем, проголосовали даже монастырские крестьяне (крепостные) из Унтервальдена. Они верили, что также «свой край готовы защищать». В этом единении проявилась сила патриотизма трудового человека. Крестьяне из Унтервальдена готовы с боем взять замки Розберга и Сарнера раньше, чем туда прибудет с войском сам император.

IV.          Рефлексия.

1.       Вопросы к классу.

  • Что вам известно о тесте Штауффахера, Иберге?
  • Почему Штауффахер призвал «позор ярма нового» не терпеть?
  • Почему восстание было назначено именно на рождество?
  • Почему Баумгартен убежал из дома?
  • Как ландфогт подверг наказанию Мельхталя за его поступок? Что это был за поступок?
  • Что стало причиной собрания совета в Рютли?
  • Символом чего стал совет в Рютли?

2.       Итог.

Сцена на Рютли имеет символическое значение: швейцарцы разных кантонов объединяются для борьбы за независимость своей родины. (Вывод ученики записывают в тетради).

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать