Н. Т. Пахсарьян. Барокко

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Слово “Барокко” существовало на нескольких языках - португальском, итальянском, латыни, испанском - задолго до этого периода и имело несколько различных значений (одна из фигур силлогизма в схоластическом рассуждении, вид финансовой операции, жемчужина неправильной формы), каждое из которых включало переносный смысл “странного, неправильного, экстравагантного” и имело пренебрежительный оттенок. "Источник: расценивалось как явление, возникшее на закате Ренессанса, но уже не трактовалось абсолютно негативно. В 20 веке началась эстетическая реабилитация Б как направления в архитектуре, живописи, музыке.

Довольно долго термин Б. не применялся к литературным явлениям или применялся лишь спорадически, в немногих отдельных исследованиях 19 века (Д.Кардуччи, 1860, Э. Порембович, 1893). "Источник: очевидно связано с определенной перекличкой художественного мировидения “катастрофического” 20 столетия с мироощущением людей бурного, военного 17 века - начала Нового времени, в котором наш современник быстрее и легче “узнает себя”(Э. Харт), чем в искусстве и литературе более ранних этапов.

Чувство близости, похожести духовной атмосферы периода развития литературы Б. интеллектуально-психологическому климату 20 века порождает на всем его протяжении выход в свет сочинений в стиле так называемого необарокко, объясняет популярность самого слова, иногда появляющегося даже в заголовках произведений (см., напр., “Концерт барокко” А. Карпентьера), открывает закономерность высокого исследовательского интереса к Б.. "Источник: baroques et mystiques - P. - 1996. - P.10). Многими специалистами термин “Б.” понимается весьма широко. Одна концепция, восходящая к работе Э. д’Орса, рассматривает Б. как константу любого стиля, как его кризисную заключительную стадию, выделяет эллинистическое Б. , средневековое Б., классицистическое Б., романтическое Б. и т. д. - всего более двадцати видов (D’Ors E. Lo Barocco. - Madrid - 1935). Другая, выдвинутая Г.

Гатцфельдом, рассматривает Б. как обобщающую категорию, в которую входят подвиды: маньеризм, классицизм и бароккизм (рококо) (Hatzfeld H. Estudios sobre el barroco.- Madrid - 1973 - P.53).

"Источник: (1527-1800) до достаточно узких (1600-1650). Б. понимается то как художественный стиль, направление определенного историко-культурного периода (Б.

Р.Виппер. Искусство ХУП века и проблема стиля барокко // Ренессанс. Барокко. Классицизм. - М.

- 1966), то как “стиль эпохи”, т. е. обозначение культурного периода в целом, как тип культуры (см.: Friedrich C. J.

Das Zeitalter des Barock. - Leipzig - 1954; Rousset J. La litterature de l’Age baroque e"Источник: [...] ...возможно говорить о барокко как о “стиле эпохи” (Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. - М. - 1994 - С.329). По-разному определяют исследователи и связь искусства и литературы Б.

с религиозными движениями 17 столетия: в одних трудах Б. - порождение католической Контрреформации (Croce B. Der Begriff das Barock. - Zurich - 1927), даже конкретно “иезуитский стиль”, “искусство Тридентского собора”, в других - напротив, художественное явление, противостоящее контрреформационной идеологии ( так трактовалось Б. в тех советских исследованиях, которые ставили целью идеологическую реабилитацию направления), в третьих - Б. развивается и в среде католиков, и в среде реформаторов, не имея определенной конфессиональной прикрепленности, а скорее вырастая на почве того религиозного - и политического, и социального - конфликта, которым отмечен конец Ренессанса (Морозов А.А. Проблемы европейского барокко // Вопр.лит-ры. - М. - 1969 - №12). "Источник: половина 17 века, конкретнее -1580-1660), и в тех странах, где политическая и социальная стабильность менее прочна или нарушена (Испания, Германия).

Б. - порождение глубокого исторического, мировоззренческого, социокультурного, нравственно-психологического кризиса в период перехода от Возрождения к Новому времени. Оно вырастает на почве острого внутреннего переживания внешних катаклизмов, переосмысления прежней картины мира, переоценки человеческих возможностей, привычных идей и ценностей. В художественном видении Б. не только Земля не является центром Вселенной (следствие глубоко усвоенной и развитой 17 веком коперниканской картины мира), но и человек - не венец творения (критике этой идеи способствуют новые религиозные течения - протестантизм, янсенизм). Мир и жизнь человека в мире предстают чередой непримиримых оппозиций, антиномий, они находятся в постоянном борении друг с другом и постоянно меняются, оборачиваются иллюзией, кажимостью.

Окружающая человека реальность оказывается сном и драматичнее всего, что он не может уловить границы между одним и другим состоянием, понять, в каком положении он находится в тот или иной момент (см. пьесу П. Кальдерона “Жизнь есть сон”). Непознаваемость подвижной, дисгармонической, хаотической действительности, в которой пребывает человек - “мыслящий тростник” (Б.де Паскаль), предоставленный житейским бурям, “атмосфера сомнения” (Ж.-П. Ренгар), в которую он погружен, вызывают жадный интерес к таинственному, волшебному, мистическому, которым заведомо нет окончательной разгадки. Человека Б. мучит ощущение непрочности, непостоянства, изменчивости жизни, он обращается то к традиции античного стоицизма, то эпикурейства, и эти начала не только антиномично противопоставлены, но и парадоксально слиты в пессимистическом ощущении жизни как пути бед.

Новому мироощущению литература Б. находит образно-стилевые соответствия, “избегая говорить слишком ясно” (Б.Грасиан), сталкивая и контаминируя трагическое и комическое, прекрасное и уродливо-бурлескное, возвышенное и низкое, “быть” и “казаться”, используя метафоры и парадоксы, питая пристрастие к изображению метаморфоз, превращений и переодеваний. Б. часто рисует мир как театр: прямо вводя театральные сцены в произведения ( в том числе и сценические - прием “театра в театре”), прибегая к декоративным и пышным изобразительным средствам (нанизывание изощренных метафор, создание образов-эмблем, гиперболизация и утрировка языковых контрастов).

Само слово в Б. несет прежде всего функцию “представления”, а метафоры и иносказания являются “способом образования особого строя сознания” (.М.

Лотман). Творческая задача писателя Б. - волновать и удивлять читателя (“Поэта цель - чудесное и поражающее. Кто не может удивить..., пусть идет к скребнице” - Д.

Марино). Одновременно Б. стремится выразить сложность мира во всей ее полноте: громоздкая композиция многих произведений, обилие персонажей, сюжетных линий, конфликтов, событий, разнообразие “декораций”, в которых они происходят, обширные ученые комментарии, которые часто сопровождают тексты романов (“Сумасбродный пастух” Ш.

Сореля, “Ассенат” Ф. фон Цезена), драм ( “Папиниан” Грифиуса) призваны превратить эти произведения в подобие универсальной энциклопедии. Барочный мир-“энциклопедия”, и как Книга бытия и как собственно книга, состоит из множества отдельных фрагментов, элементов, “рубрик”, соединяющихся в противоречивые и неожиданные сочетания, создающих “обдуманно-головокружительный” (Ж. Женетт) повествовательный лабиринт. “Рассудочная экстравагантность” (С. С. Аверинцев) Б. связана с тем, что это искусство риторическое, не ставящее перед собой задачу непосредственного, прямого отражения действительности. Б. всегда учитывает, хотя и варьирует - неожиданно, даже парадоксально, - литературную традицию. Эта литература использует “готовое слово” (А. В.Михайлов) - и в своей “высокой”, этико-философской, любовно-психологической, “трагической” линии (П.Кальдерон, О. д’Юрфе), и в “низовой”, нравоописательной, бурлескно-сатирической, “комической” линии (Ф.

Кеведо, Ш. Сорель, Г. Гриммельсгаузен). Б. представлено в европейской литературе не только этими двумя основными стилевыми линиями, но и множеством течений: культизм и консептизм в Испании, маринизм в Италии, либертинаж и прециозность во Франции, “метафизическая школа” в Англии, “светское” и “религиозное” Б.и т. д. Это направление имеет определенные национальные особенности в каждой стране: испанское Б. - наиболее философски-напряженное, смятенное, французское - наиболее аналитически - интеллектуальное, в Германии - наиболее эмоционально-аффектированное и т. д. Б. - искусство, не склонное к созданию стройной системы художественных законов, “правил”.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector