Музыкальная гостиная «Василий Васильевич Андреев» (1861–1918). Методическая разработка

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:

Показать значимый вклад В. В. Андреева в восстановление и усовершенствование русских народных инструментов.

Задачи:

Познакомить с историей восстановления русских народных инструментов В. В. Андреевым;

Вызвать интерес к деятельности В. В. Андреева, к русской народной музыке.

Необходимое оборудование:

ноутбук;

мультимедиа-проектор;

экран;

музыкальные инструменты: фортепиано, домра, гусли, балалайка;

стулья для участников.

Дидактическое обеспечение:

электронная презентация;

видеозапись.

Сценарий

До начала музыкальной гостиной звучит музыка в исполнение русского народного оркестра. Слайд 1

Ведущий: Здравствуйте, сегодня наша музыкальная гостиная посвящена Василию Васильевичу Андрееву. В 2011 году исполнилось бы 150 лет со дня его рождения. Имя В. В. Андреева известно во всем мире, особенно среди исполнителей на русских народных инструментах. Почему он интересен нам сегодня? Что им было привнесено в мировую культуру? Сегодня мы узнаем о его разнообразной деятельности.

Послушайте в исполнении ансамбля народных инструментов «Скоморошина» русскую народную песню «Во кузнице».

Ведущий: В исполнении каких инструментов прозвучала музыка? (Дети отвечают, исполнители представляют свои инструменты)

Слайд 2. Ведущий: Все мы знаем привычные для нас русские народные инструменты:

    ? домра

    ? гусли

    ? балалайка

17

А как вы думаете, они выглядели так всегда? (Звучат ответы детей).

Ведущий: Чтобы узнать, так это или нет, нам нужно вернуться в прошлое: у каждого инструмента своя история возникновения, но объединяет их одно событие. Слайд 3. Бродячие музыканты на Руси — скоморохи — ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей. Служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году по указу царя Алексей Михайловича все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».

Лишь в конце XIX века по инициативе Василия Васильевича Андреева была начата кропотливая работа по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов: балалайки, домры, гуслей.

И наш рассказ начнем с балалайки. У меня к вам вопрос: « Скажите, при помощи каких источников мы можем узнать, как выглядел инструмент в то время, в конце XIX века ?» (Дети отвечают).

Ведущий: Я думаю, что в этом нам могут помочь также картины художников XIX века.

Слайд 4–6. Крайне примитивный трехструнный инструмент с треугольным корпусом, длинным (до 1,5 м) грифом и несколькими (4–5) жильными ладовыми перевязями, а на головке — деревянные колки, которые держали жильные струны. Звучание такой балалайки было не очень громким, строй ее не давал чистоты звука, потому что жильные перевязи меняли положение и их надо было поправлять, но звучал он удивительно колоритно, четко, бойко, вызывая желание пуститься в пляс. Посмотрите видеономер: в исполнении Михаила Рожкова прозвучит «Уральская плясовая».

Ведущий: Какие впечатления и встречи подтолкнули Андреева к желанию усовершенствовать балалайку?

Слайд 7. Конечно, все начинается с детства. Родился Василий Васильевич в городе Бежецке Тверской губернии. Отец Василий Андреевич Андреев был богатым купцом. Мать, Софья Михайловна, из дворянского рода, культурная, высокообразованная женщина. О своем детстве Андреев писал: «Я вспоминаю себя в возрасте 5–7 лет. Мы жили в Бежецке в собственном доме — особняке. У нас была большая дворня: кучера, повара, лакеи. Я часто исчезал из комнат. После поисков меня находили в людской, около моего любимого кучера Петра, или сидящим за столом вместе с обедающей прислугой, с деревянной ложкой в руках около общей миски со щами. Конечно, не еда манила меня в людскую, а народ, к которому я с самого детства чувствовал непреодолимое влечение и которого я полюбил еще мальчиком. Любил слушать и женский хор, то и дело зачинавший песню на кухне или во дворе». А где песни, там и Частушки, Которые споют ребята из ансамбля народной музыки «Былинка».

Ведущий: Поскольку Софья Михайловна немного играла на фортепиано, то музыкальное воспитание В. В. Андреева началось под ее руководством именно на этом инструменте. Как вспоминал Андреев, к четырнадцати годам он играл на двенадцати (!) музыкальных инструментах. Музыкальная одаренность Василия была вне всякого сомнения.

Слайд 8. Деревенскую дудку он освоил очень рано. Самостоятельно научившись играть на гармошке, с пяти лет он уже подыгрывал плясунам. Затем наступила очередь гитары, висевшей в гостиной на стене. Вскоре он мог исполнять некоторые романсы. А из Италии Васе привезли чудесный подарок — настоящую итальянскую мандолину!

Переехав в Петербург, Василий учится в гимназии, с 18 лет занимается на скрипке у известного петербургского скрипача, профессора Санкт-Петербургской консерватории Н. В. Галкина. Годы учебы позади. Василию исполнилось двадцать два года. Софья Михайловна посылает его

в Италию, где большое впечатление на него произвело звучание неаполитанского оркестра, состоящего из мандолин и гитар. Он замечает, с какой любовью относятся итальянцы к своим народным инструментам. В своем письме матери Василий пишет: «В то самое время, как в Западной Европе музыкальные инструменты, созданные народом, постепенно совершенствуясь, приобрели такое мировое право гражданства, что сохранились там, в народных массах даже по настоящее время, в России совершалось обратное явление. Все наши старинные музыкальные инструменты (гудок, домра, гусли и другие) исчезли окончательно, оставив по себе лишь одно воспоминание о своем существовании...».

Слайд 9. В селе Марьино Андреев встретил крестьянина Антипа и услышал его игру на старинной балалайке, А через год познакомился с балалаечником-любителем, бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным. Вот как сам А. С. Паскин рассказывал об этой встрече: «В один из своих приездов в Бежецк В. В. Андреев встретился со мной в доме друга моего П. А. Байера, у которого на рояле лежала балалайка. Как истинный любитель музыки, Василий Васильевич, конечно, обратил на это внимание, и мне пришлось исполнить его желание и поиграть. Впечатление у него осталось очень сильное...

Слайд 10. Тогда же он говорил, что слышал балалайку у себя в деревне, но музыкант играл левой рукой, да притом и балалайка у него была очень плохая, самодельная... После свидания со мной Василием Васильевичем была немедленно заказана балалайка столяру Антонову, отличающаяся от Антиповой размерами и сделанную из хорошо выдержанного дерева, дававшего чистый и приятный тон».

И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Посмотрите видеономер: в исполнении Михаила Рожкова прозвучит русская народная песня «Выйду ль я на реченьку».

Ведущий: Андреев едет в Петербург, где увлеченно собирает образцы балалаек из разных мест России, и, закончив чертеж усовершенствованной концертной балалайки, обращается к известному петербургскому скрипичному мастеру Владимиру Васильевичу Иванову.

О встрече с ним Василий Васильевич рассказывает: «Когда в 1880-х годах я обратился впервые к инструментальному мастеру, очень талантливому, известному особенно выделкой смычков и починкой старинных инструментов, с просьбой сделать по моим указаниям из лучших сортов дерева балалайку, то вначале он принял мое предложение за шутку. Когда же я уверил его, что говорю совершенно серьезно, он так обиделся, что перестал со мной разговаривать, вышел в другую комнату, оставив меня одного. Я был очень смущен, но, тем не менее, решил настаивать на своем; в конце концов, мне удалось убедить его, но не словами, а делом... Я принес ему простую деревянную балалайку, стоившую 35 копеек, сделанную из простой ели, с навязанными ладами, и сыграл... несколько песен. Моя игра настолько его удивила, что он согласился сделать мне балалайку, но с тем, чтобы я дал ему честное слово никому никогда о том не рассказывать, так как такая работа для него унизительна и может серьезно повредить его репутации.

Мастер все делал самым добросовестным образом. Я долгими часами просиживал у него, следя за работой, делая необходимые указания, касающиеся размеров частей, выбора дерева и т. д., и неоднократно был свидетелем, как при каждом звонке он быстро вскакивал и накрывал верстак тут же лежащим наготове платком, чтобы кто-нибудь из его заказчиков или посторонних не увидел находившейся на верстаке балалайки».

Слайд 11. Наконец в 1886 году первая концертная пятиладовая балалайка была готова. Корпус из гулкого горного клена позволил исполнителю расширить динамический диапазон от тончайшего «пианиссимо» до мощного «форте»; гриф — из черного дерева, на нем врезаны

пять постоянных металлических ладов. Струны натянуты жильные, чтобы смягчить звучание. Балалайка словно пела под пальцами.

Давайте сравним две балалайки. Какие различия вы видите? (Дети дают ответ).

Ведущий: А теперь отметим сходство инструментов. (Дети дают ответ, пример ответа: количество струн, форма).

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector