Мольер (жан Батист Поклен) (1622-1673) – комедиограф, актер, театральный деятель

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем Мольера; сформировать у учеников понятия о комедии как жанре драматургии; углубить знания учеников о классицизме; развивать вдумчивое отношение к учебному материалу, навыки монологической речи; воспитывать интерес к литературе.

Оборудование: портрет Ж. Б. Мольера; выставка книг с произведениями Мольера.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Звезда, которая никогда не угаснет...

Н. Буало

Для его памяти ничего не нужно,

Но для нашей нужен он...

Надпись на памятнике Ж. Б. Мольеру

В зале заседаний Французской академии.

Ход урока.

I. АКтуализация опорных знаний.

Экспресс-опрашивание.

1. Назовите известнейших политических деятелей Франции XVII ст.

2. Что означает термин «классицизм»?

3. Почему возник классицизм?

4. Что унаследовал классицизм от античности?

5. Какое искусство в эпоху классицизма считалось образцом совершенства?

6. На каких персонажей делились герои в произведениях эпохи классицизма?

7. Что вы знаете о правиле трех единств?

8. Кого считают главным теоретиком эпохи классицизма?

9. Какие жанры приобрели развитие в эпоху классицизма?

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Уже несколько столетий зрителей волнуют образы, созданные выдающимися драматургами эпохи классицизма. В трагедиях «Сид» П. Корнеля, «Британик», «Федра» Ж. Расина изображен конфликт между человеческим достоинством, высокой моральной обязанностью и страстями. Художественное совершенство комедий Ж. Б. Мольера привлекло внимание современников к проблеме народной жизни. Не случайно Мольера считают основателем жанра «высокой комедии». Благодаря тому, что Мольер применил художественные достижения классицистов, создавая характеры, его комедии засияли яркими персонажами: мещанин-шляхтич, Тартюф, Мизантроп.

Кто такой Мольер? Какой была его жизнь? Почему Никола Буало назвал его «звездой, которая никогда не угаснет»? Об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке. (Ученики записывают тему и эпиграф урока в тетради).

III. РАбота над темой урока.

1. Вступительное слово учителя

Жан Батист Мольер

Как-то французский король Луи ХI (Людовик ХI) спросил у одного придворного, кто из писателей прославит время его правления в своем творчестве, и был очень удивлен, услышав: «Мольер!». Взгляните, пожалуйста, на портрет Мольера. Один из его современников когда-то сказал: «Роста он был скорее высокого, чем низкого, стать имел благородную. Он ходил медленно и имел очень серьезный вид. У него был толстый нос, большой рот, мясистые губы, смуглый цвет лица, черные и густые брови». И он ничего не сказал о глазах драматурга, большие, темно-карие, чудесно красивые глаза, в которых сияют ум и честность. Честность – самый величайший движитель в искусстве, который требует от художника изображения правды жизни, вдохновляет на борьбу со злом, защищает мастера слова от составления компромиссов с собственной совестью.

2. Жизненный и творческий путь Мольера. Сообщение учеников с опережающей задачей.

«Усиленная лекция».

Методический комментарий.

Ученики сначала заполняют левую колонку таблицы, потом слушают текст о жизни и творчестве Ж. Б. Мольера. Прослушав текст, ученики заполняют правую колонку таблицы (для этого отводится 5-7 минут), после чего ученики по желанию зачитывают свои записи. Большой по объему текст учитель разбивает на несколько частей. После прочтения каждой из них ученики работают над заполнением правой колонки таблицы.

Это мне было известно

Это для меня является новым

Ориентировочное содержание сообщения.

Мольер (Жан Батист Поклен) – великий французский драматург, театральный деятель, родился в Париже 15 января 1622 года в буржуазной семье и должен был унаследовать профессию своего отца, придворного обойщика, или стать юристом, но он решил, что его призвание - актерство. По свидетельствам Гримаре, первого биографа Мольера, дед зачастую водил внука в Бургундский отель на спектакли, в которых с блеском играл Бельроз, и очарованный Жан Батист мечтал быть похожим на кумира парижан. Но эта профессия считалась одной из самых никчемных. Актеры были прокляты церковью, не разрешалось хоронить их на кладбище, если незадолго до смерти они не оставляли своего занятия. Когда Мольер стал прославленным писателем своего времени, Французская академия предложила ему стать академиком, но при условии, что он покинет театральную деятельность. Мольер остался актером и руководителем своего театра, поэтому двери академии для него навсегда закрылись.

Испытав свои актерские силы в школьных спектаклях и постановках, он поступил в труппу «Блестящего театра» (1644), но этот театр не имел успеха: все актеры были любителями, а не профессионалами. В конце концов «Блестящий» прогорел, а Поклен, который был ответственным за финансирование театра, даже сидел в долговой яме. Актеры решили оставить Париж и поискать счастье в провинции. Они пространствовали двенадцать лет (1646-1658). Сначала играли лишь трагедии, поскольку классицисты считали комедию низким жанром, поскольку действительность в комедиях отображалась очень поверхностно и вульгарно, широко использовались грубые шутки, неприличные ситуации. Аристократический зритель с презрением относился к комедии, и парижская театральная труппа, если она желала славы и денег, могла рассчитывать на успех, лишь получив благосклонность аристократов.

Классицизм с его презрительным отношением к комедиям сдерживал развитие этого жанра. Мольер - также классицист по способу изображения действительности, но гениальный драматург - свободно вел себя с правилами и нормами, считая, что люди должны быть представлены в комедиях такими, какими они есть на самом деле, чтобы действующие лица воплощали современное им общество; а если правила классицизма не оказывают содействие этому, их не следует учитывать.

Работая в провинции, Мольер начинает овладевать принципами и приемами комедийных жанров, пишет пьесы для своей труппы. У труппы появился свой репертуар и свой зритель. Актеры достигли вершин комедийного мастерства, и Мольер вместе с ними шлифовал свой талант. Он сыпал шутками, импровизировал: то, что он слегка заикался, создавало комический эффект, лицо же с массивным носом, большим ртом и густыми бровями сияло веселостью. Через несколько лет Мольер возглавил театральное общество. Слава об успехах провинциальной комедийной труппы достигла Парижа. Мольер не только самоотверженно лицедействовал на сцене, он создал новые принципы сценической игры.

В 1658 году трупа Мольера вернулась в столицу и сыграла перед Людовиком XIV и его двором трагедию Корнеля «Никомед». Снова трагедия - снова неудача. Но Мольер, желая исправить гнетущее впечатление, сразу же показал свою комедию «Влюбленный врач» наподобие итальянских комедий масок. Успех был огромный. Король оставил труппу в Париже, отдал ей театр Пти-Бурбон, назначил Мольеру ежегодный пансион. Первой пьесой для постановки в новом театре стала одноактная комедия «Смешные манерницы» (1659). В ней высмеиваются провинциалки, которые увлекаются прециозной культурой, мечтают об аристократической жизни, отказав своим буржуазным женихам. Комедия имела огромный успех, но аристократки обиделись на Мольера за то, что он высмеял их. Мольер в самом деле жестко высмеял намерения аристократов отмежеваться от народа, создав условную культуру, химерическая речь и манеры. Враги отомстили драматургу. Труппу выселили из Пти-Бурбона, а дом театра разрушили так быстро, что из него не успели вынести декорации и костюмы. Актеры оказались на улице, но не оставили Мольера, хотя их приглашали в другие театры. Король выделил труппе новое помещение - зала во дворце Пале-Рояль. Там Мольер будет работать до конца своей жизни. Король опекался мольеровским театром: был первым зрителем половины из двадцати восьми спектаклей, а много комедий были написаны и сыграны по велению короля.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector