x x
menu

Мои раздумья над поэмой В. Симоненко «Сказка об Обмане»

В. Симоненко... Поэт-шестидесятник... Поет-лирик... Поэт-сатирик... И просто необыкновенный человек, который невероятной любовью любил окружающий мир, любил жизнь, любил своих родителей, а отсюда - и народ, и, безусловно, Украину, к которой он не искал «ни тропы, ни броду», так как она была в его груди, в его сердце. После окончания факультета журналистики при Киевском университете Василий начал свою трудовую жизнь, а стихи писал еще в школьные годы. Его творчество - это своеобразный манифест «шестидесятников», это гимн природе и гимн правде. Далеко не каждый поэт решался на правду. А Василий иначе не мог. И этого не простили ему. До 80-х годов его имя нельзя было произносить, а произведения не печатались, за исключением небольшого сборника, который был издан то ли друзьями, то ли каким-то чудом. И настало время - народ все-таки познал их и оценивает ныне. Сегодня Симоненко возвращается к нам, возвращается во всем блеске своем, в полноте и первозданности своего таланта. Читаешь, перечитываешь стихи поэта, осмысливаешь их и придешь к выводу, что это не просто автор лирических произведений, это поэт-борец, Поэт-патриот шевченковского пафоса.

Одним из лучших произведений писателя является «Сказка о Обманывала», написанная в 1963 году. В своем дневнике Василий оставил такую запись «Вчера написал «Сказку о Обманывала». Написал на одном дыхании, хотя кое-что было заготовлено раньше». 1963 год - тот период в жизни нашего государства, который характеризовался дурнотой и удушливостью. В историю он вошел под именем «застой».

По мнению историков, никакой, в сущности, не было разницы между Хрущевской «оттепелью» и брежневской «духотой». Вот потому и замалчивают наших «шестидесятников», поэтов, которые не хотели мириться с определенными обстоятельствами и в своих стихах разоблачали горе-руководителей. Симоненко еще в 1955 году сказал: «Возле руля продажный человек, кастраты дрожат от ужаса в немощи слепой...». О чем же и о ком «Сказка о Обманывала»? Содержание произведения много проблемное, как и многопроблемна наша жизнь. А ее идея такова: осуждение тех, кто отбирает у человека Родину, отучает любить, прячет живую жизнь «в хребтах высоких бумажных гор и заливает его чернильными морями» обмана, забирает свободу объяснения любви к ней и притупляет историческую память, сознание обязанности. Своим произведением В. Симоненко еще и еще раз утвердил высочество творчества Шевченко:

  • Нет в мире Украины,          
  • Нет второго Днепра...

Произведение сложное, аллегорическое, переполнено замаскированными иллюзиями. Каждый образ символизирует определенное явление из жизни страны. Не все литературные критики именно это усматривают в оригинальном произведении, кое-кто сводит толкование «Сказки..,» к народнопесенному источнику, а образы расценивает как сказочных героев из народных сказок. И все же надо посмотреть на произведение другими глазами. В «Сказке...» и царская сельская старшина, и сталинские реки крови, и хрущевская лысина. Симоненко сознательно разрушает время и пространственные рамки, подчеркивая этим общие корни тирании. Петр и Обманывала - представители двух поколений.

Петр - старшее поколение, активность у которого вытравили еще во времена царской России и сталинского режима, хотя его доброту уничтожить никто не сумел. Своего сына выгоняет Петр не из-за угроз старшины, а чтобы тот от голода не умер. Отец будто бы и проклинает сына, тем не менее, у него на устах «искренняя улыбка». Эти люди  вступают в поединок со злом и побеждают. Им присущ юмор. Когда старшина пришел к Петру жаловаться на непослушание Обманывала, Петр ответил: И я его вытурю из дома, чтобы не говорил малый сатана то, что всем известно». Обманывала не может мириться с режимом, он отправляется в долгие странствования счастье искать.

Симоненко наделяет героя чертами сказочных богатырей: невероятной силой, умением ходить по воде, смелостью и мужеством. Когда герой подрос, возмужал, сразу отправляется в родной край. По дороге ему попадается рай. Старшины рая заманивают Обманывала к себе. Картина рая - просто-таки модель хрущевско-брежневского общества: здесь чернильно-бумажные отношения с обществом, стремление уничтожить тех, кто против идеи. И все это во имя светлого будущего. В характеристике старшин рая ирония Симоненко переходит в сарказм: «Одна забота наши лбы пашет - а что, как в мудрые бумажные горы внезапно попадет искорка огня? Хватит ли чернила, чтобы залить? А больше нам ничего не болит». Жутко и гадко представлять себе эту гору, которая построена на деньги народа и заслоняет солнце от народа. Симоненко позорит творцов «Эвереста» с помощью приема саморазоблачения. Они пророчат свою мудрость, а на самом деле это плачевность и тупость:

  • Порода наша мудрая от природы,
  • Мы знаем все, так как постигли все.
  • И смотрит на нас волнительно и гордо
  • Счастливый предок - искренний шимпанзе.

В «Сказке...» интересна интерпретация образа основателя бюрократического рая. Это - каменный идол на постаменте. Но основатель рая - не только Сталин, это и Хрущев, и Брежнев:

  • Так как такое на роду написано,
  • От Адама до наших дней
  • Будут людям светить лысины
  • Величаво мудрых вождей. 

Есть в «Сказке...» и другие образы - это проститутки-музы. Они не прикрыты аллегорией, обнажены автором:

  • Там живет племен всяких
  • Престрашная мешанина,
  • И зато тот край зовется -
  • Русь единая, Русь единая.

Сердце поэта переполнено недоразумениями: его ужасно удручало и бесило то, что в нашей литературе много «низкопробных художников», жалких служак, которые пишут произведения на заказ. Разве можно было после таких мыслей и слов надеяться на издание «Сказки...»? В «Сказке...» В. Симоненко разоблачает лицемерие, кощунство, выражает непоколебимую веру в победу народа. Вот потому и убегает из рая Обманывала. Конец произведения написан в чисто симоненковской манере.

  • Украина! Ты для меня - чудо!
  • И пусть плывет за годом год,
  • Буду, мама, гордая и красивая,
  • Восхищаться тобой века.

«Сказка о Обманывала» - еще не до конца осмысленное произведение В. Симоненко. Его надо читать и перечитывать. И воспринять идейное содержание его можно только при условии глубокого знания истории и литературного процесса.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать