Мифы и легенды. «Лесная госпожа», «Берегиня», «Дажбог», «Неопалимая купена», «Почему пес живет рядом с человеком?»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:           продолжить знакомиться с мифами и легендами в, на примере программных произведений сознавать роль и место реального и фантастического в жизни, уметь пересказывать эти мифы и легенды, толковать их содержание, развивать культуру связной речи, любознательность; активизировать стремление учеников обогатить собственные знания с целью самосовершенствования; формировать мировоззрение школьников; воспитывать интерес к историческому прошлому нашего народа, его достояниям, культуре, к результатам собственной работы, почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков.

Тип урока:      усвоение новых знаний.

Оборудование: тексты произведений, дидактический материал.

Что нас так привлекает и волнует в украинских прадавних мифах?.. Поэтическое видение мира. Это то, что мы потеряли сегодня...

Из разговора мифологов.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

II.        Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами.

  • Почему, по вашему мнению, мифы и легенды принадлежат к устному народному творчеству?
  • Что представляет собой фольклористика? (Наука о фольклоре, который включает в себя сбор, изучение и публикацию произведений устного народного творчества).
  • Как, по вашему мнению, и в связи с чем наши предки создавали мифы и легенды?
  • Что вы уже узнали о мифах и легендах как жанре устного народного творчества?

 

•    Почему не только в сказках, а и в легендах действуют герои-богатыри, рыцари?

(В трудные времена противодействия стихиям природы и борьбе с поработителями народ поднимает в своем творчестве такие черты характера человека, как сила, сообразительность, храбрость, любовь к родной земле. Все герои или же из рода великанов, которые доброжелательно относятся к простым труженикам и защищают их интересы, или же из среды самого народа, подобно Кириллу Кожемяке).

  • В каких произведениях мы узнали о первоначальных представлениях о вселенной и человеке?
  • Прослеживается ли на примере украинских мифов и легенд борьба добра и зла? Докажите собственную мысль.

III.       Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности.

Героями мифов были не только явления природы, космические планеты, а и духи и боги, праотцы родов и племен, которыми часто признавались животные, птицы, даже растения. В украинской мифологии чаще всего это были Сокол-Род, Сварог, Дажбог, Перун, Волос, Макома и прочие.

Для того, чтобы по-новому осмотреть известное в литературе, глубже понять фольклорные и современные произведения, нужно обращаться к седой давности, знать мифологию своего народа. Вот поэтому мы и изучаем отечественную мифологию, путешествуя путями таинственности, загадочности, обворожительности.

Сегодня, уважаемые школьники, предметом нашего внимания будут интересные произведения, с которыми я предлагаю ознакомиться.

IV.       Обработка содержания программных мифов
 и
легенд украинцев.

«Лесная госпожа».

  1. 1.    Выразительное чтение произведения. 
  2. 2.    Тема: изображение нечистой силы («Лесная госпожа»), которая имела губительное влияние на молодых ребят, превращая их в седоволосых, сгорбленных старцев. 
  3. 3.    Идея: осуждение зла, коварства, пользы, которая разрушает, калечит человека, делает его никчемным, опустошенным. 
  4. 4.    Основная мысль: человеком должно руководить не только любое его желание, а и здравый смысл. 


5. Беседа с вопросами:

  • Из-за чего госпожу называли лесной?
  • Скажите, в чем проявляется губительное влияние лесной госпожи на молодых ребят?
  • Почему, на ваш взгляд, необходимо согласно данному произведению быть осторожным, внимательным, остерегаться любых обольстительных предложений?
  • О чем люди повествуют в Долгополье и верят в Косовщине?
  • Как, по вашему мнению, с чем связано возникновение данного произведения? Обоснуйте собственные соображения.
  • Чем объяснить трагическое окончание произведения?

«Берегиня».

1.   Выразительное чтение легенды.

2.   Информация из словаря древнеукраинской мифологии.
Берегиня (Оберега) — самая старая богиня добра и защиты человека от всякого зла. По мнению академика Б. О. Рыбакова, культ Берегини начался в первоначальные времена, но украинцы приносили жертвы упырям и берегиням.

Со временем, согласно эволюции религиозных представлений, Берегиня становится «домашней» богиней, защищая жилье, всю семью, особенно маленьких детей, от болезней, бед, злого зверя, смерти и т.п.

Изображали ее (вышивали) на белых рушниках, которые вывешивали над окнами и дверями и, по наивным представлениям, должны были защищать дом от черных сил. Схематический образ Берегини вышивали на одежде, вырезали на дереве (на окошках, дверях, крыльцах и т.п.). Небольшие изображения Берегини (глиняные или медные обереги) украинцы носили на груди.

Традиционный рисунок Берегини - символическая фигура женщины с поднятыми рукавами. Ее образ с ХІ ст. входил в украинское народно-бытовое искусство и дошел до наших дней (символические изображения на кролевецких полотенцах и т.п.).

Схематическое изображение Берегини трансформировалось в рисунок тризуба, который долгие столетия уважался и использовался как оберег, а со временем у киевских князей эпохи Украины - Руси становится национальным гербом.

Призрак (Марена) — богиня зла, темной ночи, страшных исповедований, призраков, болезней (мора), смерти. По древнеукраинской легенде, Призрак - дочь Чернобога - сеет на Земле распри, вранье, недуги, ночью ходит с головой под подмышкой, под человеческими жилищами выкрикивает имена хозяев: кто откликнется - тот умирает. Любит душить спящих и сосать их кровь. Вместе со змеем родила 13 дочерей-болезней, которых пустила по миру (Огневицу, Глуханю, Коркушу и др.). Согласно поверью, вечно гоняется за богиней неба Колядой, стараясь воспрепятствовать рождению нового Солнца и установить вечную Ночь. Давние украинцы каждую весну делали чучела Мары, которые сжигали или топили в Воде.

Сварог— бог неба, железа, кузнечества и брака, один из главнейших богов древнеукраинского языческого пантеона. По народным представлениям, Сварог научил людей варить и ковать медь и железо, строить домницы, кузницы и т.п. Выковал первый плуг и первое брачное золотое обручальное кольцо.

Чернобог— бог зла, враг людей и света. Заместитель всех злых сил, властитель подземного царства. Согласно поверью, превращался в Черного лебедя, постоянно воевал с Белобогом.

Белобог (Дед) — главный бог добра. Один из древнейших и главнейших персонажей древнеукраинской мифологии. Согласно с поверьем - творец Земли, Воды, Света; отец Перуна, защитник людей от зла; повелитель других богов. Народные легенды изображают Белобога в постоянной борьбе с Чернобогом (символы борьбы добра и зла). Превращался, согласно поверью, в Белого лебедя.

3.  Тема: показ зарождения человеческой цивилизации (быт, верование, деятельность); весомые роли в этом принадлежат Берегине и Сварогу; борьба светлого и темного. 

4.  Идея: прославление всего доброго, чистого, светлого; стремление людей жить в благосостоянии, счастье; осуждение «темных сил», которые старались уничтожить все земное (Чернобог, Призрак). 

5.  Основная мысль: жизнь - это всегда движение, работа, борьба. В борьбе победит тот, кто защищает, отстаивает свет, волю, справедливость.

6.   Построение произведения.
Произведение имеет композиционное совершенство, напоминает сказку, с такими составляющими:

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector