Мифологическая основа комедии «Пигмалион». Динамизм действия и парадоксальность как неотъемлемые черты творчества драматурга

I.             Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Ему нравилось шокировать аудиторию, загонять читателей в глухой угол, сбивать их с толку, ему казалось, что таким образом он заставит их думать»,- писал Э. Гьюз. Так Б. Шоу «завоевывал» Англию, завоевывал читателей. И это ему удалось, особенно после выхода блестящей комедии « Пигмалион». Сегодня мы поделимся своими читательскими впечатлениями и сверим их с теми, которые имели читатели разных поколений и литературоведы.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Актуализация опорных знаний

1.             Работа в парах

Пересказ и расширение сведений относительно биографии писателя. Озвучивание лучших ответов

2.             Пересказ сюжета пьесы «Пигмалион» («цепочкой» или составление опорной схемы, «сюжетной цепочки»)

3. Обмен впечатлениями относительно прочитанного

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1.             Сообщение ученика о древнегреческом мифе «Пигмалион и Галатея»

—           как рассказывает древнегреческий миф, жил себе на Кипре царь Пигмалион. Был он знаемым скульптором и однажды вырезал со слоновой кости фигуру красивой девушки. Она была такой прекрасной, что Пигмалион влюбился в нее. И эта статуя ожила. По одному варианту мифа ожила от любви царя-скульптора, по другому — ее оживила богиня любви Афродита, жрецом которой был Пигмалион. Царь Кипра, конечно же, вступил в брак со своим созданием. Волшебная женщина, которую звали Галатея, со временем даже родила ему дочь…

2...           слово учителя

—           Пьеса Б. Шоу «Пигмалион» имеет и литературные аналогии, например, английский роман XVIII ст. «Приключения Перегрина Пик ля» Т. Смоллета, в котором изображена подобная ситуация: 16-летняя попрошайка становится частью научного эксперимента, который закончился скандалом. Английские детективы Шерлок Холмс и доктор Ватсон, как и Гиггинс и Пикеринг,— профессионалы, неженатые, образованные, уравновешенные, готовые к любым приключениям, экспериментам. Гиггинс, безошибочно определяя по деталям происхождения прохожих, очень напоминает Холмса. Есть и реальный прототип: известный английский фонетист, научный работник Генри Суит (Мир), который создавал универсальный алфавит и проникался проблемами английских диалектов.

3.             Выполнение задач поисково-исследовательского характера

(работа в группах, по вариантам)

Группа исследует, в каком темпе происходит действие и что это дает постановке. (Примечание. Ученики должны определить продолжительность действия, частоту изменения событий. Действие динамическое, это придает ему живости, эмоциональности, любопытства).

II группа исследует парадоксы в пьесе. (Примечание. Ученикам нужно обратить внимание на такое: Девушка и леди отличаются лишь произношением; отец Элайзы был против буржуазии, пока сам не разбогател; профессор фонетики, который учит девушку аристократическим манерам, правильному произношению, сам очень неуклюжий, часто ругается; профессор старается изменить ее, но и она изменяет и воспитывает его).

V.            Закрепление знаний, умений и навыков

Мини-викторина «Кто это?»

(определение героев по цитатам из текста)

•              «не может быть никаких  искренних чувств между такими, как вы, и такими, как я». (Элайза)

•              «как это ужасно интересно: взять человеческое создание и сделать из него совсем другое, дав ему новую речь». (Гиггинс)

•              «…если вам таки удастся выдать ее за герцогиню, я признаю, что вы наилучший педагог в мире и сам покрою затраты на ее обучение». (Пикеринг)

•              «Какое вы имели право идти в полицию и заявлять на девушку, будто она какая-то воровка или утерянный зонтик? Как так можно?!» (Госпожа Гиггинс)

VI.           Домашняя задача

Подготовиться к литературному диктанту по пьесе Б. Шоу «Пигмалион».

VII.         Итог урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Закончите предложение:

•              В пьесе я нашел (нашла) для себя…

•              Наибольшее впечатление на меня произвели…

•              Мне показалось смешным…и печальным...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент