x x
menu

Миф как основа и источник сюжетов, тем, образов и мотивов античной литературы

Цель: Повторить определение сроков «миф», «мифология»; сообщить об основных циклах древнегреческих мифов; выяснить, что миф является основой и источником сюжетов, тем и образов античной литературы; пересказывать прочитанные мифы; усвоить, что мифологическое мировосприятие является особой стадией в развитии художественного познания человеком действительности; развивать связную речь; воспитывать стремление учить на чужих ошибках. Оборудование: Пьеса Б. шоу «Пигмалион», эссе А. Камю «Миф о Сизифа», картина Тициана «Сизиф», Пикассо «Пигмалион».

Человек и его мир в давних литературах

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Чтение учителем стиха М. Гумилева «Канцона».

КАНЦОНА1

Об Адонисе с лунной красотой,

  • В Гиацинте тонком, в Нарциссе
  • И в Данае, туче золотой,
  • Еще грустят Аттические2 выси.
  • Грустят валы ямбических морей,
  • И журавлей кочующие стаи,
  • И пальма, в которой Одиссей
  • Рассказывал смущенной Навзикае.
  • Печальный мир не очаруют вновь
  • Ни кудри душные, ни взор призывный,
  • Ни лепестки горячих губ, ни кровь,
  • Стучавшая торжественно и удивительно.
  • Правдивая смерть, а жизнь бормочет ложь...
  • И ты, в нежная, чье имя - пенье,
  • Чье тело - музыка, и ты идешь
  • На беспощадное исчезновенье.
  • Но мнет, увы, неведомы слова -
  • Землетрясенья, громы, водопады,
  • Чтоб и по смерти ты была живая,
  • Как юноши и девушки Эллады.

— Герои, каких мифов упоминаются в стихе? как вы поняли содержание поэзии?

II. Актуализация опорных знаний

1. слово учителя

— В основу античная литература положена древнегреческую мифоло-

гию. Невозможно вообразить себе произведения античной литературы без многочисленных

богов, которые населяют гору Олимп, наделенных безграничной силой, бессмертных

понятливостей, но вместе с тем похожих на людей: они так же влюбляются, ругаются, ревнуют, завидуют, помогают другим.

2. Повторение литературоведческих сроков

Что такое миф?

Миф в переводе с греческой (туикоз) Означает слово, рассказ, пересказ.

Канцона - в средневековой поэзии лирический стих о рыцарской любви. Аттика - область Старинной Греции, населенная ионийцами, с центром в Афинах.

Мифы - это пересказы, которые рассказывают о возникновении явлений природы и предметов материальной культуры, религиозных обрядов, о создании мира (космогония) и происхождение богов (теогония). Герои мифов - боги, полубоги и выдающиеся смертные - герои. Мифы, в отличие от сказки, всегда считались настоящей историей, а не выдумкой.

Что такое мифология?

Слово мифология образовано от греческих слов Туикоз — Рассказ и — Слово, мысль. Оно имеет два значения: 1) совокупность, система мифов какого-то народа; 2) наука, которая изучает мифы.

3. «Отгадай имя героя»

Переставь буквы в словах и прочитай имена героев древнегреческих мифов:

рейометП — ферОй — кИар —

Нояс — црисНа — фзиСи —

(Прометей, Ясон, Орфей, Нарцис, Икар, Сизиф)

1. мифологическое мировосприятие как стадия развития художественного познания действительности

Возникновение мифологических представлений относят к очень раннему этапу развития человеческого общества. У народов, которые находились на стадии охотничьего хозяйства, мифы чаще всего рассказывали о происхождении тех или других предметов, явлений природы, животных, обрядов, наличие которых играет значительную роль в общественной жизни. Например, согласно мифам австралийцев, дыхательное отверстие у кита появился вследствие того, что, будучи человеком, он получил удар копьем в затылок.

Предметом мифа выступают и небесные светила; миф рассказывает об их возникновении на небе и создание их формы, направления движения.

Значительную роль сыграет в этих рассказах мотив преобразования (например, образование Молочного пути от капель молока Гери и др.)

Одной из предпосылок мифотворчества есть перенесения особенностей человеческой психики и поведения на предметы окружающей среды. Все живое и то, что способно двигаться,- животных, растения, море, небесные светила - воспринимаются как определенные силы, которые осуществляют свое движение подобно к людям. Причину любой вещи усматривают в потому, что кто-то когда-то ее сделал или нашел.

В тот же время миф некогда не считался выдумкой, затем первоначальные народы тщательно отмежевывают россказни, которые существуют лишь ради развлечения, от мифов, которые воспринимаются как настоящая история.

Но мифотворчества не является простоя игрой фантазии; это стадия в процессе изучения мира, через которую прошли все народы. В мифах отбивается выдумка, фантазия и исторические факты (например, в мифах о Троянской войне).

Которые бывают мифы?

Известные основные циклы древнегреческих мифов:

• о богах;

• о героях;

• об аргонавтах;

• троянский;

• фиванский.

2. работа над прочитанными мифами 1) Миф о Сизифе

Пересказ мифа

Фразеологизм мифологического происхождения.

В переносном смысле Сизифова работа — Изнурительная и бесплодная работа.

- Образ Сизифа использовали в своих произведениях Эсхил, Софокл и Еврипид, известным есть эссе А. Камю «Миф о Сизифе».

А мы с вами познакомимся с миниатюрой Ф. Кривина «Сизиф».

СИЗИФ

Вон катил на гору камень. Вон поднимал его к самой вершины, но камень опять скатывался вниз.

Тогда вон пошел на хитрость. Вон взял щепочку, подложил ее под камень, и камень остался, лежат на вершине.

Впервые за много веков вон свободно вздохнул. Вон отер пот со лба и сел в стороне, глядя на свою работу

Камень лежал на вершине, а вон сидел и думал, что труд его был не напрасен. Ничто не менялось вокруг. Сегодня было то, что вчера. Завтра будет то, что сегодня.

В него отекли ноги, и онемела спина. Ему казалось, что если вон еще немного посидит, то и сам превратится в камень.

Вон встал и полез на гору. Вон вытащил щепочку, и камень рванулся вниз, а вон бежал за ним, прыгая с уступа на уступ и чувствуя прилив новой силы.

В подножья горы вон догнал камень и остановил его. Потом по - Худел. Тициан. Сизиф

Плевал на руки и покатил камень

вверх, к вершине горы…

— В чем заключается новый взгляд на работу Сизифа? (Лучше работать

бесплодно, чем вообще никак).

2) Миф о Пигмалиона и Галатее

Пересказ мифа

Фразеологизмы мифологического происхождения

— В переносном смысле в современном языке пигмалион означает «люди

ну, влюбленную в свое произведение».

Литературные и предметные связи

— Миф о Пигмалиона и Галатее интерпретируется в произведениях Овидия,

Руссо, Баратынского. Интересным будет ознакомление с пьесой Б. шоу

«Пигмалион» и опереттой «Моя прекрасная леди».

А прочитать рассказ-миниатюру Ф. Кривина можно уже сейчас.

Пигмалион

Персей много говорил в своих подвигах, но был среди них один, в котором вон не любил вспоминать. Отрубив главу Медузе Горгоне, Персей по дорогое домой заехал на остров Кипр к знаменитому скульптору Пигмалиону. Пигмалион в то время был влюблен в только что законченную статую, как обычно бывают, влюблены художники в свое последнее произведение.

— Это моя самая красивая,— сказал вон, и статуя вдруг ожившая.

Вот таких слов ожить - дело естественное, но скульптор увидел в этом какое-это чудо.

— О боги! — взывал вон.— Как мнет вас благодарить?

Боги скромно молчали, сознавая свою непричастность

Пигмалион долго не находил себя места вот радости. Потом, наконец

Нашел:

— я пойду мастерскую, немножко поработаю,— сказал вон ожившей

статуе.- А ты здесь пока займи гостя.

Женщина занимала гостя, потом вон занимал ее, и за всеми этими занятиями они забыли в Пигмалионе.

Между тем скульптор, проходя в мастерскую, наткнулся на главу Медузы Горгоны, которую оставил в передней неосторожный Персей. Вон взглянул на нее и окаменел, потому что таково было свойство этой головы, в котором знали все, кого она превратила в камень.

Прошло много долгих часов, и вот в прихожую вышли Персей и его собеседница.

— Какая безвкусица! — сказала ожившая статуя, глядя на окаменелого творца.— Знаете, этот Пигмалион никогда не мог создать ничего путного.

Так сказала женщина, и Пигмалион навеки остался камнем...

• Чему Пигмалион остался каменным? (Его Галатея не верила у него так, как он поверил у нее.)

• Что нужно человеку, чтобы стать лучшей? (Иметь веру - об этом свидетельствуют и миф, и рассказ нашего современника)

3) Миф о царе Мидаса

Пересказ мифа

Фразеологизмы мифологического происхождения

Цирюльник Мидаса - болтун, человек, который не умеет сохранять тайны.

Мидаса суд - суд невежды.

Мидаса уха - невежество, которое нельзя припрятать.

Интересно!

• Английские исследователи - археолог Дж. Прег и известный специалист из восстановления лица за черепом Р. Нив - представили миру мысленное изображение царя Мидаса, имя которого окружено легендами. Это он получил от бога Диониса способность превращать в золото все, чего он притронется. Нелегко было ему избавиться губительного дара. А бог Аполлон наградил его ослиными ушами за то, что Мидас не признал его преимущество в музыкальном соревновании с пастушьим богом Господином.

Мидас - это целиком реальное историческое лицо, один из наиболее известных фригийских царей. Года его царствования - 738-696 гг. к н. э.

Считалось, что он покончил жизнь самоубийством или был убитый коммерциями, которые захватили страну. И едва ли это согласовывает с его богатым погребением, найденным в Турции.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать