Образ Чайки низменно сопутствует образ воды: у Чехова - озеро. Как указывается в энциклопедии «Мифы народов мира», вода - одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных языческих верованиях вода - первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса. Вода - это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения. Вода как «влага» вообще, как простейший род жидкости выступил эквивалентом всех жизненных «соков» человека. С мотивом воды как первоначала соотносится значение воды для акта омовения, возвращающего человека к исходной чистоте.
И ритуальное омовение - как бы второе рождение. В тоже время водная бездна или олицетворяющее эту бездны чудище - олицетворение опасности или метафора смерти. Соединение в мифологии воды мотивов рождения и плодородия с мотивами смерти находит отражение во встречающихся во многих фольклорных сюжетах различия живой и мертвой воды, животворящей небесной воды и нижней, земной соленой воды, непригодной для питья и орошения. Как бездна хаоса, вода - зона сопротивление власти бога - демиурга. Наконец, являя собой начало всех вещей, вода знаменует их финал, ибо с ней связан мотив потока .
В сознании любого человека вода ассоциируется с жизнью, с чем-то чистым, с омовением при крещении. Вероятно по этому нашу героиню - чайку так манит к себе вода. Но вода - стихия изменчивая, стихия, скрывающая в себе многие тайны. Вода - это жизнь, в тоже время это и смерть, черная бездна, в которую так и тянет заглянуть, испытать судьбу, очутившись наедине с непредсказуемой стихией. Озеро в пьесе - это больше чем пейзаж, театральная декорация. «Отчего люди не летают? ...» - говорит Катерина из «Грозы». Героиня «Чайки» также собралась взлететь на крыльях любви, но обломала крылья. С чайкой сравнивает себя Чеховская Нина Заречная, с чайкой убитой равнодушной рукой. Так встал образ вольной птицы в произведении русского драматурга, птицы, поднявшейся над бытом и погубленной физически и морально. Нина Заречная, появляясь впервые, говорит Треплеву: «...меня тянет сюда к озеру, как чайку ...мое сердце полно воли...». Нину тянет к воде, которая способна смыть, очистить грязь не только с тела, но и с души, дать новых сил, возродить духовно.
В финале героиня снова приходит к воде. Нина снова приходит к озеру, к Треплеву и снова - сбиваясь и путаясь в словах - сравнивает себя с чайкой: «Я - чайка». В сущности, по наблюдениям З.С.Полярного, «действия пьесы развертываются между двумя приходами Нины - чайки к озеру»