Мартин Вальзер

Мартин Вальзер (род. в 1927 г.) дебютировал в 1955 году как прозаик сборником рассказов «"Самолет над домом" и другие истории». До этого он писал радиопьесы. Его рассказы написаны в традициях прозы Кафки, по которой Вальзер защитил диссертацию. Уже в них обнаружилась способность писателя к сатирическому изображению, что особенно проявилось в его романе «Браки в Филиппсбурге» (1957).

В центре романа - оппортунист-приспособленец, отрекающийся от своих антикапиталистических убеждений при первом же соприкосновении с действительностью. И все-таки роман Вальзера отличается от одноплановых, сатирически изображающих оппортунизм произведений Хартунга, Куби и других более глубоким раскрытием общественных механизмов, в которых действуют главные герои. Вальзер показывает крах представлений о ценностях - крах человеческих отношений из-за главенствующего принципа погони за прибылью и махинаций господствующей индустрии культуры. Этот опыт реальности включает в себя и проблему нонконформизма.

В романе «Половина игры» (1960) писатель продолжает путь тщательного изучения действительности. Автор изображает ее с точки зрения главного героя Ансельма Кристляйна, потерпевшего крах интеллектуала.

Кристляйну «посчастливилось» от простого коммивояжера подняться до специалиста по рекламе и «психологическому старению продукции», сделаться, стало быть, одной из ключевых фигур империалистического общества. С одной стороны, он стремится, безусловно, приспособиться к обстоятельствам, с другой стороны - это ему никогда полностью не удается. Композиция романа позволяет автору дать сатирический анализ внутренней структуры общества. Прежде всего показать переплетение настоящего и прошлого,

охватить все ступени изображаемой действительности, включая политическую и персональную расстановку сил в правящей верхушке. Все это усиливает реализм романа, тому же способствует психологическое обоснование поступков персонажей и детализация.

В 60-е годы - раньше, чем другие писатели, - Вальзер, прежде всего в своих пьесах, начал пересматривать взгляды нонконформистских деятелей искусства. Он расценивал позицию нонконформизма как составную часть империалистического общества и отказался придавать впредь этой позиции оттенок «привлекательности» 22.

В 1966 и 1973 годах Вальзер опубликовал романы «Единорог» и «Крушение», которые продолжают историю Ансельма Кристляйна.

В «Единороге» - название подразумевает индивидуалиста - Кристляйн становится уже писателем. Получив заказ написать роман о любви, он начинает собирать соответствующий материал. В таком заказе уже заранее оговорен частичный результат того, что осталось от «самого сильного человеческого чувства - от любви», потому что «собрано» то, что в литературной индустрии можно превратить в звонкую монету. Кристляйн и здесь выступает как рупор официальной литературной критики, хотя он задуман автором и как способный к дальнейшему развитию персонаж. Пережитая им любовная история побуждает Кристляйна отказаться от превращения таких историй в товар, от своей роли придворного литературного шута. Вальзер показал в своей книге возможности воспоминания и трудности творчества; в окружающем его мире Кристляйн не может найти слов для описания любви. Обратившись к теме о трудностях творчества, об использовании литературы в условиях империалистической литературной индустрии, Вальзер предвосхитил позднейшие дискуссии о коммерциализации литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector