x x
menu

Любовь к Родине в русской поэзии

Сочинение доклад о творчесве и жизненном пути Н. А. Некрасова. Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877). Его пламенные слова, переходя от поколения к поколению, зажигали юные умы и сердца. Поэзия Некрасова, исполненная страстной любви к Родине, звала идти «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь», утверждала веру в прекрасную, свободную жизнь. Рисуя скорбные картины крестьянского пореформенного быта («Кому на Руси жить хорошо», «Орина - мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.), горюя о тяжелой доле своего народа, Некрасов вместе с тем глубоко верил в его могучие силы. Он был убежден, что русский народ

  • Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.
  • («Железная дорога».)

«Необъятно-безмерная любовь» (Чернышевский) поэта к родному народу, уверенность в светлом будущем Родины стали причиной особого внимания Некрасова к юному поколению. Называя Белинского своим учителем, Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на воспитание детей, их отношение к детскому чтению, к детской книге как могучему средству воспитания. В журнале «Современник» он систематически публиковал отзывы Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина о детских книгах и собственные критические заметки о них. Наряду с «Железной дорогой» и «Школьником», адресованных юному читателю, Некрасов создает в  1860-1870-х годах и специальный цикл «Стихотворений, посвященных русским детям». Сюда вошли стихотворения «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи», «Накануне светлого праздника». Они также стали произведениями, полюбившимися детям. В центре внимания поэта здесь уже не образы детей, а картины крестьянской жизни. Так, стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов пишет на основе веселых охотничьих анекдотов своего друга дедушки Мазая:

  • Знает он много рассказов забавных
  • Про деревенских охотников славных:
  • Кузя сломал у ружьишки курок,
  • Спичек таскает с собой коробок,
  • Сядет за кустик - тетерю подманит,
  • Спичку к затравке приложит и грянет!..

Но из веселых охотничьих небылиц деда Мазая, из его отношения к природе, миропонимания «вырисовывается» яркий и многогранный образ русского крестьянина. Это, пожалуй, самый сильный реалистический образ народного героя в дореволюционной поэзии для детей. Некрасов наделил его неистощимым жизнелюбием, высокой гуманностью, трудолюбием, влюбленностью в поэзию народного быта и родной природы, тонким эстетическим вкусом. Вспомним, хотя бы, с каким воодушевлением и как живописно рассказывает дед Мазай о своем «низменном крае»:

  • За день грибов насбираешь корзину,
  • Ешь мимоходом бруснику, малину;
  • Вечером пеночка нежно поет,
  • Словно как в бочку пустую, удод Ухает;
  • сыч разлетается к ночи,
  • Рожки точены, рисованы очи.

 Поэтические рассказы Мазая о своей деревне побуждают поэта сравнить ее даже с бессмертной по красоте Венецией: «словно Венеция» всплывает весной деревня, где живет Мазай, - говорится в стихотворении. Чувствуя себя истинным хозяином природы, Мазай сетует на людей, которые бездушно и жестоко относятся к ней. Активная, действенная любовь Мазая ко всему живому становится содержанием центрального звена сюжета стихотворения,-эпизода спасения зайцев. Сколько в этом эпизоде истинного драматизма! Как неистощим Мазай в словах, выражающих его нежность к попавшей в беду «косой команде», к этим «бедным зверькам», «зверишкам», «зайчатам», «зайчикам», «зайчишкам», как именует их в разных случаях Мазай.

Рассчитывая (как и в других детских стихах) на восприятие ребенка, Некрасов вносит в этот эпизод и немало забавных, юмористических элементов. Мазай вывозит тонувших зайчишек в лодке на сухое место, взяв на буксир еще с десяток зайцев, плывущих на бревне.

  • Было потехи у баб, ребятишек,
  • Как прокатил я деревней зайчишек, -
  • с удовольствием вспоминает старик.

А расставшись со своей косой командой, он напутствует ее прибауткой, в которой эмоционально выражены и доброта Мазая и его охотничий азарт:

  • И во весь дух Пошли зайчишки, А я им: «У-х! Живей, зверишки! Смотри, косой, Теперь спасайся, А чур зимой Не попадайся! Прицелюсь - бух! И ляжешь... ууу-х!»

Форма рассказа, обращенного к детям, использована Некрасовым и в других стихотворениях этого цикла: в «Соловьях», «Пчелах», «Накануне светлого праздника». Первое из них - рассказ матери-крестьянки о вольной и безмятежной жизни соловьев в ближайшей роще. Однако концовка произведения внезапно переводит тему в иной план. Возникает реалистическая картина жизни русского крестьянства, и поэт подводит читателя-ребенка к широкому социальному обобщению.

  • А есть ли, мама, для людей Такие рощицы на свете? -
  • спрашивает сын. И мать горестно отвечает:
  • Нет, мест таких... без податей И без рекрутчины нет, дети, А если б были для людей Такие рощи и полянки, Все на руках своих детей Туда бы отнесли крестьянки.

В стихотворении «Накануне светлого праздника» поэт впервые в литературе для детей вводит образы рабочих, знакомит маленького читателя с разными профессиями. Пользуясь сравнениями, конкретными характерными деталями, он создает живые портреты представителей различных ремесел (кузнецов, пильщиков и пр.):

  • Смотрите - красильщик!
  • Узнаешь сейчас:
  • Нос выпачкан охрой
  • И суриком глаз.
  • Он кисти и краски Несет за плечом, И словно ландкарта, Передник на нем...
  • Идет кривоногий Гуляка-портной: В одном сюртучишке, Фуражка как блин, - Гармония, трубка, Утюг и аршин!..

Яркость изображения подчеркивается и ритмом стихотворения, который напоминает размеренную поступь рабочего человека, привыкшего и во время отдыха («Домой поспешая с тяжелых работ, с утра мне встречался рабочий   народ»)     подчинять свои движения трудовому процессу. В стихотворении «Дядюшка Яков» перед нами еще один эпизод из жизни русской деревни. Дядюшка Яков - офеня, добывающий средства к существованию мелкой торговлей:

  • Ездит старик, продает понемногу, Рады ему, да и он-то того: Выпито вечно и сыт, слава богу.

Но дядюшка Яков не только торговец. Такие, как он, являются своеобразными проводниками культуры на селе. У дядюшки Якова немало «про баб товару всякого»: ситцы, «платочки пестры», «шнурки, тесемки», но есть и книжки: Мальчик-сударик, Купи букварик! Отцы почтенны! Книжки неценны; По гривне штука - Деткам наука! Увидев Феклушу-сиротку со слезинками на глазах, сжалился, дал ей букварь старина: «Коли бедна ты, так будь ты умна!» В отличие от стихотворений, где Некрасов утверждает лучшие качества народного характера, «Генерал Топтыгин» - сатирическое произведение. Используя народную сказку «Медведь на возу», поэт колоритно изображает мирную картину русского быта своего времени. Сатирически остро, обнажая социальные корни забавного недоразумения, он завершает свой рассказ о признании медведя «генералом Топтыгиным» не только перепуганным смотрителем, но и народом всего села: «Генерал в санях ревет, как медведь в берлоге».

Произведение, посвященное детям, забавляет, смешит их: сопоставление грозного генерала с рычащим медведем комично. Так, посредством забавного анекдота-сказки автор внушает детям представление о глубоких социально-политических явлениях. Любовь к русскому народу, к родной земле и природе сливались у Некрасова в одно чувство. Вечно милыми казались ему скудное поле, кудрявые березы, студеные зимы, жаркое лето. Историко-литературное значение творчества Некрасова для детей исключительно велико. Он создал произведения подлинного поэтического и вместе с тем боевого искусства, выполнив этим заветы революционных демократов. Поэт доказал, что идейно-тематическое содержание произведений для детей безгранично. Некрасов ввел в поэзию для детей богатейший познавательный материал, социально-политическую тематику, подлинную народность, разнообразие форм и жанров, сочность, богатство родного языка. Следуя Некрасову, многие поэты - современники его - начали создавать произведения для детей (Михайлов, Майков, Плещеев).

Традиция Некрасова является и одной из самых плодотворных традиций советской поэзии для детей. Творчески развивая и обновляя ее, создавали для детей высокоидейные и высокохудожественные произведения Маяковский, Маршак, Михалков, Барто и другие поэты.

 

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать