Литературное наследие Михаила Старицкого

Михаил Старицкий принадлежит к тем фигурам в истории отечественной культуры, которые вызывают удивление и уважение разнообразием таланта: он вошел в историю как поэт и драматург, прозаик и переводчик, организатор театрального дела - режиссер, актер, руководитель театральных трупп, активный общественный деятель.

Поэзия. Среди писательского задела М. Старицкого отдельное место принадлежит поэтическому наследию, которое охватывает почти 40 лет его жизненного и творческого пути. Искренний гражданский пафос, сочувствие судьбе простого человека, Руси, убежденность, что интеллигенция - важный фактор социального и национального движения, а поэт - защитник народа и спикер его интересов, являются ведущими мотивами всего творчества поэта («К Украине», «Мысль», «Снова скука...» и др.). Михаил Старицкий принадлежит к поколению писателей, которые находились под могущественным влиянием творчества Шевченко. Чуть ли не все тогдашние поэты подражали художественной манере автора «Кобзаря».

Иван Франко отмечал, что Старицкий был первым, кто начал ломать псевдошевченковские шаблоны в поэзии, как это уже делали «поздний» Кулиш, а потом Б. Гринченко, В. Самойленко, Леся Украинка, А. Крымский «и целая фаланга молодых». Старицкий лишь иногда обращался к стихосложению. На протяжении всей жизни много переводил или перепевал иностранных поэтов. Неподдельный художественный вес и теперь имеют перепевы художником сербских народных дум и песен. По сей день пленит украинцев своей мелодикой и обворожительностью поэзия М. Старицкого «Вызов», больше известная ее первой строкой «Ночь какая, Господи, месячная, звездная...».

Ее как арию Лысенко использовал в своей опере «Утопленница» (по мотивам повести Н. Гоголя). В стих умело вплетена народнопоэтичная символика, которая тонко передает романтическое мироощущение лирического героя. Этот шедевр стоит в одном ряду с такими авторскими произведениями, которые удостоились стать народными песнями, как «Ехал казак за Дунай» С. Климовского, «Ревет и стонет Днепр широкий» Т. Шевченко, «Смотрю я на небо» Петренко, «Два цвета» Д. Павлычко, «Песня о рушнике» А. Малышко.

История рождения произведения.  Еще совсем молодым Михаил влюбился в сельскую девушку Степаниду. Как-то позвал ее на свидание, но в этот вечер девушка прийти не смогла. Долго ждал влюбленный в условленном месте под вербой, а вокруг была удивительная лунная ночь. И сами собой родились нежные поэтические строки. Кстати, отношения молодой пары так и не сложились: девушка не отважилась связать свою судьбу с баричем - неровней. Однако вечным воспоминанием о той любви осталась прекрасная песня.

Именно исторические пьесы считаются наилучшими в драматическом творчестве М. Старицкого, особенно драма «Оборона Буше» (1898), в которой, по мнению театроведа Д. Антоновича, «выведены сильные, исполинские сверхъестественные исторические характеры, широко и героически очерченные, с красивыми монологами в звонких эластичных стихах». Историческую драму «Оборона Буше» писатель создал по мотивам прежде написанной повести «Осада Буше». Материалом трагедии «Последняя ночь» (1899) стало реальное событие - расправа над участниками восстания волынских крестьян против польской шляхты в 1702 г. в Луцке.

Ее герой, волынский шляхтич Степан (в истории - Данил) Братковский, за стремление освободиться из-под польского гнета и объединить Волынь с Правобережной Украиной, где еще сохранились частички казацкого самоуправления, был схвачен и казнен. В драме показана последнюю перед смертной казнью ночь Степана: он находится в мучительных раздумьях, из которых появляются его предыдущая деятельность и черты свободолюбивого характера. Действие пьесы происходит в ограниченном пространстве  (тюремная камера) и времени (одна ночь), и объективное содержание ее более широкое, чем конкретный, правдиво изображенный факт.

Романтическая поэтика обоих этих исторических произведений освобождала драматурга от необходимости подробно мотивировать поступки героев, ведь Старицкого интересует не столько судьба личности, сколько поединок разных мировоззрений.  Скупые обстоятельства, в которых действуют герои, их диалоги и монологи начинают утверждать уже модернистский жанра драмы идей, который станет популярным на границе ХІХ-ХХ ст. Внимание в таком произведении сосредоточивается не на сюжете, а на психологической борьбе противоположных взглядов и убеждений.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент