Литература родного края. Б. Гринченко. «Солнечный луч»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: углубить знания о жизненном и творческом пути

Б. Гринченко; обработать идейно-художественное содержание повести «Солнечный луч», выяснить ее проблематику; охарактеризовать образы произведения; развивать культуру связной речи, наблюдательность, логическое мышление, воображение, умение грамотно высказывать собственные мысли, строить заключения; воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к его художникам слова; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Б. Гринченко, библиотечка-выставка его произведений, ученические рисунки к повести, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа с вопросами.

• Кого из художников художественного слова родного края вы знаете? Чем они запомнились читателям?

• Какие проблемы они поднимали, создавая свои шедевры?

• Пробовали ли вы лично писать литературные произведения?

• Что необходимо знать, уметь, ощущать; чем нужно проникнуться, чтобы создать шедевр искусства художественного слова?

• Какое значение для окружающей среды имеет солнце? Что оно символизирует?

• Сжато охарактеризуйте повесть как жанр художественной литературы.

2. «Микрофон».

Я искренне признательный вам, художники слова литературы родного края, за то, что...

3. Рефлексия.

Установите соответствие между писателями родного края и названиями их произведений:

1. Б. Гринченко а) «Три правды»

2. И. Сенченко б) «Волчонок»

3 М. Возиянов в) «Бесхвостый еж»

4. Д. Нитченко-Чуб г) «Рубин на Соломянке»

5. К. Перелесная д) «Сирко»

Е) «Традиция» Ключ: 1 - д, 2 - г, 3 - е, 4 - бы, 5 - а.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV. Основное содержание урока.

Работа единственная из неволи нас вырвет, К работе, братья!

Б. Гринченко.

Смелость, с которой вы выступали не раз в делах, о которых никто не решался заговорить, указывала в вас люди, в котором кроме литературной участи был также публичный деятель.

И. Франко.

1. Жизнь и творчество Б. Гринченко (материал для учителя и школьников).

2. Работа в малых группах «Кто он, Б. Гринченко?».

Ответ оформите с помощью приема «Домино».

Б. Гринченко (В. Чайченко, И. Перекати-поле, Б. Вильхивский, П. Дежурный, М. Грилич, Л. Яворенко) > поэт > писатель > публицист > фольклорист > этнограф > языковед > критик > историк > педагог > переводчик > просветительский и общественный деятель.

3. Обработка произведения Б. Гринченко «Солнечный луч».

3.1. Ассоциативный рисунок к повести.

3.2. История написания произведения. Первое большое произведение - повесть «Солнечный луч» (1890) - Б. Гринченко посвятил деятельности народолюбивой интеллигенции.

Написана повесть в 1890 г. в с. Алексеевка Славяносербского уезда Катеринославской губернии, где прозаик учительствовал. Впервые напечатана в журнале «Заря» - 1891 г.

Повесть - документ, красноречивое свидетельство об обстоятельствах, в которых развивалась тогдашняя украинская литература, в частности и творчество Б. Гринченко.

3.3. Тема: правдивое изображение работы интеллигента-культурника, небезразличного к судьбе собственного народа; воспроизведение взаимоотношений украинской интеллигенции с крестьянством, показ первых шагов к сближению представителей украинского национально-культурного движения конца 80-х гг. с народом.

3.4. Идея: возвеличивание работы, направленной на просвещение народа, развитие культуры родного языка, искреннего чувства любви; осуждение коварства, жестокости, стремление принизить простой люд, держать его в рабской покорности, зависимости.

3.5. Основная мысль: «Не боимся, что нас мало. Все большое начинается с малого! Становимся к большому делу, и оно заставит нас вырасти, сделаться сильными и того дела достойными...»; «...чтобы учить по-украинскому и считать украинский язык за язык».

3.6. Жанр: повесть.

3.7. Сюжет.

Марко Кравченко, студент последнего курса историко-филологического факультета, отдается культурнической работе. Он искренне считает, что единственный способ помочь народу - это образование, а лучший политический порядок - парламентаризм. Прибыв в село по приглашению помещика Городянского как репетитор его сына, Марк Кравченко ведет беседы с селянами, учит их грамоте, читает им украинские произведения.

Но надежды Кравченко послужить родному народу потерпели крах: к его культурническим действиям настороженно отнеслись сами крестьяне; узнав о неблагонадежных мероприятиях молодого учителя, помещик увольняет его с должности; от тяжелой учительской работы гибнет и реальный, земной «солнечный луч» в жизни Кравченко – дочь помещика Городянского Екатерина, которая отреклась от своей среды и решила сблизиться с народом.

3.8. Композиция.

Произведение содержит 10 разделов и эпилог. Рассказ в повести ведется от третьего лица.

Экспозиция: знакомство с Марком Петровичем Кравченко, его социальным происхождением.

Завязка: приезд героя в село учительствовать; его старания исследовать условия жизни простого люда и найти с ними контакт.

Кульминация: смерть Екатерины Дмитриевны.

Развязка: эпилог - клятва Марка на могиле Екатерины относительно выполнения ее завещания.

3.9. Проблематика:

• любовь и ненависть;

• социальное и экономическое условия жизни;

• язык, уважительное отношение к нему; работа, которая бы не была бременем, а приносила наслаждение, радость;

• родители и дети;

• роль образования в формировании национального сознания.

3.10. Особенности названия.

Солнечный луч, в искреннем понимании,- символ знаний, которым интеллигенты-культурники стремятся просветить крестьян для улучшения их судьбы.

От тяжелой учительской работы гибнет вскоре и «солнечный луч» в жизни Кравченко - его любимая и жена Екатерина, которая таки отреклась от господской среды во имя единения с народом (ее гибель - символ того, насколько слабыми являются «солнечные лучики» относительно царства темноты).

«Потом он (Марк) увидел, как солнечный луч выглянул из-за края балки и стрельнул в туман, а за ним второй, третий... И Марк подумал:

- Мой луч уже не засветится».

«...Сияет солнце красоты, правды и добра... Ты была мне солнечным лучом, который освещал мне всю жизнь мою и сделал меня счастливым... цель человеческой жизни - быть людям солнечным лучом и делать их счастливыми?».

3.11. Обсуждение идейно-художественного содержания повести Б. Гринченко. Фронтальное опрашивание.

Раздел I.

• Какое значение имеет описание природы в начале художественного произведения?

• Кто такие Городянские? («...Богатые господа, которые имели тисячи десятин земли, жили большей частью в селе и только зимой, месяца на три, приезжали в город»).

• Чем обусловлен приезд М. Кравченко к господам? («...Господин позвал его к себе на лето учить мальчика, который не сдал экзамен и осенью должен был сдавать его вторично»).

• Почему дело учить детей было не из легких?

• Что свидетельствует о трудных условиях жизни Марка? («...Временами приходилось не обедать, а питаться одним чаем»).

• В каких условиях воспитывался герой?

• Почему он с уважением относился к науке? («...Так как она ведет к лучшей жизни»).

• Что побуждало мальчика проспосабливаться к чтению? («...Читал много, добывая книжки, где только мог. Чтение... давало хоть небольшое общее образование, развитие, которое не имели его товарищи-гимназисты. И чем больше он читал, то все больше раскрывался перед ним занавес, который прятал от него некоторые интересные ему вопросы...»).

• Над чем размышлял Марк, сидя возле тела отца? («В тяжелой работе провели свой век мать и отец - работа их и в гроб положила. Чем же они могли развлекаться? Ничего - только работа, бедность, горе. И оставалась водка!.. Хоть бы грамотный отец был, а то даже книжки не мог прочитать»).

• Какой жизни боялся юноша?

• Как чтение Кобзаря повлияло на героя? Каким он представлял украинский язык? («...Считался он до сих пор простецким говорливым, думал, что им могут говорить только необразованные люди»).

• Почему молодой учитель с любовью относился к обездоленным? («Искренняя любовь Марка к матери и к отцу еще увеличилась любовью к ним как к несчастным, затоптанным жизнью людям. Эту любовь он переносил потом на всех убогих и обессиленных, сработанных и отягченных»).

• Что заставило Марка согласиться на репетиторство с господским сыном? («Тяжело было жить Марку после отцовской смерти. У него осталась неважная отцовская хата,- да и все. Тогда то начал он жить частными лекциями, и живет и до сих пор»).

• Как Городницкий встретил молодого учителя?

Почему Иван Дмитриевич не любил степь, скалы? («Эта степь бесконечная, эти скалы страшные, что чего-то залезли среди этой степи,- принуждают вас каждый час, каждую минуту понимать, что вы маленькие, мизерные»).

Чем обусловлено то, что И. Городинский старался отделить человека от природы?

Какие аргументы предоставил Марк Ивану Дмитриевичу на его неудовольствие природой? («Вот вы ропщете на природу, а тем временем она совсем не виновата, что вам так плохо ездить: проведите хорошие дороги шоссированные, обсадите их деревьями, поделайте хорошие экипажи и т. п., и т. д., то вам и будет хорошо ездить. Одно слово: поднимите вверх культуру людности. А сие делается широким образованием, самосознанием и самодеятельностью общественной...»).

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector