x x
menu

Личность и судьба Толстого Лев Николаевич Толстой

«Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», — сказал о Толстом Ги де Мопассан.

«Какой художник и какой психолог!»

 Жизнь Л. Н.Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения. Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно проводить с помощью составления подробного плана.

  1. Тайна человеческого счастья, тайна зеленой палочки — главная цель жизни Л. Н. Толстого.
  2. Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.
  3. Поступление в Казанский университет.

Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.

4. Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни. Прогрессивные преобразования. Проба пера — первые литературные наброски.

5. Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 год — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.

6. Автобиографическая трилогия: «Детство», 1852 год; «Отрочество», 1854 год; «Юность», 1857 год. Главный вопрос — каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.

7. Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских рассказах».

8. Идейные искания 50—60-х годов: Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков. «Утро помещика» (1856). Ощущение надвигающейся крестьянской революции. Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви. Мировоззренческий кризис писателя. Попытка в поездке за границу найти ответы на тревожащие вопросы. «Люцерн» (1857). Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» (1872) и книг для детей. Отношение к реформе. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.

9. Замысел и создание романа «Война и мир» (1863—1869). Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.

10. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.

 11. Духовный кризис 70—80-х годов. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879—1882). Главное — защита интересов крестьянства.

 12. Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889—1899).

13. Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита народа словом.

14. Преследование правительством и церковью. Широкая популярность.

15. Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово. Закончить разговор о жизни и творчестве Толстого можно мыслью о том, что граф Л. Н. Толстой был близок к народу и народ помнит об этом:

  • — К Толстому, в Ясную Поляну!
  • Велеть бы кучеру: Вези.
  • Я только гляну, только гляну,
  • Как гений выглядит вблизи.
  • Вот он сидит, нахмурив брови,
  • За знаменитым тем столом,
  • Где в слове ожили герои,
  • Россию спасшие в былом.
  • Как с мужиками косит ловко
  • В рубахе белой впереди,
  • А знаменитая толстовка
  • Висит на гвоздике, поди.
  • О том, что граф он, забывая,
  • Идет со всеми к роднику.
  • И что там слава мировая,
  • Когда он близок мужику.
  • И в счастье веруя мирское,
  • К неудовольствию властей,
  • В своей яснополянской школе
  • Крестьянских учит он детей.
  • Велеть бы кучеру, Да поздно:
  • Давным-давно Толстого нет.
  • Но, будто встречными опознан,
  • Вот-вот вернется в кабинет.
  • И, словно реки к океану,
  • Сюда дороги пролегли.
  • К Толстому, в Ясную Поляну
  • Стремятся люди всей земли.
  • А. Бодренко

 «Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». Изучение «Севастопольских рассказов» «Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..» — так писатель Лев Николаевич Толстой напишет в очерке «Как умирают русские солдаты».

Урок можно организовать, распределив задания по группам.

1. Работа биографов. В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.

2. Работа художников. Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой? Работа по репродукциям с рисунков Айвазовского и Тимма, изображающих Севастополь и 4-й бастион. Рассказы учащихся о Севастополе, увиденном глазами художников.

3. Работа историков. Справка историков: Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меншикова. Отступая, они покинули и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. 4. Работа биографов. Таким образом, Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год. О них Л. Н. Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

И еще:

«Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда». Из этих цитат можно определить тему урока: «Герой моей повести — правда» — и его цель: доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ.

5. Работа первой группы литературоведов по рассказу «Севастополь в декабре месяце».

Справка историков: В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Следует остановиться на таких моментах рассказа: Описание фурштатского солдата; Посещение госпиталя и операционной; Описание 4-го бастиона; Авторский вывод: «… убежденность в невозможности… поколебать где бы то ни было силу русского народа».

Выводы. Толстой показывает войну в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Справка художников: На 4-м бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты.

В 1911 году первые русские кинооператоры засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. А на групповом портрете участников обороны художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!

6. Работа второй группы литературоведов по рассказу «Севастополь в мае». Справка историков: В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля. Следует остановиться на таких моментах рассказа: Рассуждения о пехотных офицерах; Сцена, когда офицер укоряет солдата; Описание раненых; Сцена перемирия; Описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых; Авторский вывод: «И эти люди… не упадут вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья?» Выводы. Мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека.

Главное — правдивое изображение войны в крови и страданиях.

7. Работа третьей группы литературоведов по рассказу «Севастополь в августе». Справка историков: Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь. Эпизоды рассказа, на которых следует остановиться: Описание солдат; Описание места битвы; Рассуждения о природе подвига; Описание батареи; Рассказ о Мельникове, братьях Козельцевых; Поведение людей; Страницы описания штурма; Авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела». Выводы. Размышления о природе подвига. Убежденность в героизме русского народа.

Мысль о жестокости любой войны. Итоговые вопросы. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? (Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь.) Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?

8. Работа четвертой группы литературоведов по сопоставлению «Севастопольских рассказов» со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Валерик». Справка биографов: Позднее Толстой писал: «Оказывается, что я под присмотром тайной полиции», объясняя это своим взглядом на некоторые моменты Севастопольской битвы. В 1857 году в журнале «Полярная звезда» Герцена были напечатаны «Две песни крымских солдат». Фамилии автора не было, значилось: «Списано со слов солдат».

Но читатели узнали руку Толстого. Вот «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 года» — злая сатира на бесталанных военачальников:

  • Как четвертого числа
  • Нас нелегкая несла
  • Горы отбирать…
  • Собирались на советы
  • Все большие эполеты,
  • Даже Плац-бек-Кок…
  • Долго думали, гадали,
  • Топографы все писали
  • На большом листу.
  • Гладко вписано в бумаги,
  • Да забыли про овраги,
  • А по ним ходить.

Вторая песня еще злее, она посвящена Альминскому и Инкерманскому сражениям. Выводы. Главный герой Севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Л. Н. Толстым. В рассказах только один исторический деятель — вице-адмирал В. А.

Корнилов. Война в настоящем ее выражении — «в крови, в страданиях и смерти», правдиво показанная Толстым, без стремления напугать читателя, а внушая ему мужество и стойкость, но и без восклицательных фраз.

Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности. По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.

Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать