Леся Украинка. «Давняя Весна»

Ход урока

І. организационный момент

II. актуализация опорных знаний

1. Литературный диктант

1.         Эпоха, в которую жила и создавала Леся Украинка. (к. ХІХ - г. ХХ ст.)

2.         Назовите нескольких патриотов Украины, вокруг которых воспитывалась будущая писательница. (Г. Комаров, Г. Лысенко, Г. Драгоманов, О. Пчелка)

3.         Кого из детей Косачей называли общим именем Мишолосие? (Лесю и Михаила)

4.         Ком поэтесса посвятила свой первый стих «Надежда»? (Тетке Елене - отцовской сестре-революционерке)

5.         Что было источником знаний для будущей писательницы, когда она училась дома? (Книги и самая жизнь)

6.         Название учебника, который написала Леся Украинка для своей меньшей сестры. («Старинная история средних народов»)

7.         Авторами любимейший книжек Ларисы Петровны были... (Т. Шевченко, Г. Вовчок, Л. Глибов, Г. Гоголь, П. Чубинский, Г.-К. Андерсен, О. Пушкина, Г. Салтыков-Щедрин)

8.         Кружок, одним из руководителей которого была поэтесса. («Плеяда»)

9.         С помощью какого писателя в 1893 году в Льве вышел первый сборник стихов Леси Украинки - «На крыльях песен». (И. Франко)

10.       Ком из выдающихся писателей принадлежит фраза, которая касается поэтессы: «...Украина не чуткая такого сильного горячего и поэтического слова, как из уст это слабосилой, больной девушки... Украина, на наш взгляд, ныне не имеет поэта, чтобы мог силой и многосторонностью своего таланта уравняться с Лесей Украинкой»? (И. Франко)

11.       Третий сборник поэтессы имеет название... («Отклики»)

12.       Определите города, в которых сооружены памятники Леси Украинки. (Сурами, Батуми, Ялте, Луцку, Киеве)

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Вопрос для мины-дискуссии

  • Исследуйте, которым путем старалась бороться Леся Украинка с неизлечимой болезнью?
  • О чем свидетельствует всесторонняя одаренность поэтессы?
  • Мотивируйте, чему слово в поэзиях Леси Украинки - это оружие.

III. объявление темы и цели урока. мотивация учебной деятельности школьников

IV. основное содержание урока

1.         Вступительное слово учителя о весенней поре года.

Весна - жадная пора в жизни человека, ее всегда встречали радостно и торжественно. После длинной зимней стужи и ненастья всем хочется пообщаться с живой природой - собственными глазами увидеть, как проклевываются из-под земли нежные спички зелени, как прилетают птицы и звучат их дружеские пения.

Весна для Леси Украинки - это время, когда ей не так болит, это ощущение прилива сил, энергии, стремление наслаждаться, радоваться от тех изменений, которые происходят в природе.

Данная поэзия написана во время болезни поэтессы. Как же воспринимает приход весны поэтесса? Это мы узнаем, ознакомившись с содержанием ее поэзии «Давняя весна».

2.         идейно-художественный анализ поэзии Леси Украинки «Давняя весна»

2.1.      Выразительное чтение произведения.

2.2.      Тема: воспроизведение влияния прихода весны на болезненный залог поэтессы.

2.3.      Идея: возвеличивание красоты весенней природы, за содействием которой человек забывает о своей болезни, одинокости.

2.4.      Основная мысль: Моя душа некогда не забудет Того дару, что весна дала.

2.5.      Жанр: пейзажная лирика.

2.6.      Композиция.

Экспозиция: «была весна...».

Завязка: болезненность и одинокость поэтессы во время бушевания весны. Кульминация: радость лирической героини по поводу того, что ее «не забыла» весна.

Развязка: признательность поэтессы весне за ее дар.

2.7.      Обсуждение идейно-художественного содержания произведения. Беседа за вопросами:

  • Как в вашем сознании ассоциируется приход весны?
  • Что происходит в природе весной?
  • Каким образом лирическая героиня произведения относится к приходу весны?
  • Ссылаясь на текст произведения, опишите красавицу-весну («Была весна веселая, щедрая, мыла, Лучами играла, сыпала цветка») можно ли с помощью этого описания определения отношения поэтессы к весне?
  • Какие изменения происходят в природе весной? (Все ожило, все загомонило - Зеленый шум, веселое эхо! Пело все, смеялось и бумнело, А я лежала больная и одинокая)
  • Исследуйте, каким образом одинокость и болезненность лирической героини поэзии контрастирует с яркостью и шумом весенней поры?
  • Чему поэтесса высказывает негодование весне? (Для меня только дара не приобрела, Меня забыла радостная весна) Чем они оправданы?
  • В связи с чем лирическая героиня изменила свое отношение к красоте невесты?
  • С помощью каких художественных средств Леся Украинка воссоздала весну как живое существо?
  • Какими звуками переполненная данная поэзия? (Приплыл ветер, и в тесной хате Он о весенней воле запел А с ним пришли песни птичьи И дорогая роща свой отклик с ним прислал)
  • Как эта поэзия связана с жизнью ее автора?
  • полюбляєте ли вы подарки? Которые именно? Чем весна одарила героиню произведения?
  • Чему поэтесса упоминает о давней весне?
  • Каким пафосом пронизанное данное произведение?
  • За что героиня поэзии признательная весне?

2.8.      Задача. Составить информационное гроно к образу весны.

Весна

«веселая, щедрая, мыла...» «Лучами играла, сыпала цветка» «Дары всем несет она, ясная» «...пришли песни птичьи» «...дорогая роща свой отклик... прислал» «Пело все, смеялось и бринело» «Все ожило, все загомонило» «...за окном заплесневелая»

2.9. Художественные средства в произведении.

Метафоры: «весна лучами играла, сыпала цветка»; «летела быстро», «весна... дары всем несет», «заглянули от яблони ветви», «замелькало листячко зеленое», «пришел ветер, запел», «пришли песни птичьи», «роща свой отклик... прислал», «весна дала», «весна... за окном заплесневелая».

Сравнение: «летела быстро, будто стокрылая».

Риторические оклики: «За ней вслед поющие птички!», «Зеленый шум, веселая эхо!», «Нет, не забыла!».

V. Закрепление изученного материала

1. Проведение тестового опрашивания

1.         К какому лирическому жанру принадлежит поэзия «Давняя весна»?

а) Пейзажного; б) интимного; в) философского;

г) общественного.

2.         Признак, за которым поэтесса не характеризует весну. Красавица-Весна: а) веселая; б) щедрая; в) мыла; г) ароматная.

3.         Весна «летела быстро, будто...»:

а) стрела; б) снопа; в) стокрылая; г) миг.

4.         Во время своего движения красавица рассыпала:

а) цветы; б) песни; в) солнечный лучи; г) положительные эмоции.

5.         Вслед за весной можно было увидеть:

а) полет певучих птиц; б) радость на лицах людей; в) как тает лед; г) стаю мотыльков.

6.         С приходом весны все кругом:

а) загудело; б) зазвенело; в) загомонило; г) зашумело.

7.         Для всех весна - это...:

а)         сельскохозяйственные работы;

б)         возможность отправиться на охоту;

в)         дары; г) новые хлопоты.

8.         Из-за чего лирическая героиня  поэзии возмущена  на весну?   Так как  эта

пора: а) бесит ее; б) наносит боли и страданий; в) забыла о ней; г) заставляет работать на земле.

9.         Из которого деревья посыпались цветы в окно к героине поэзии?

а) С высшие; б) сливы; в) каштану; г) яблони.

10.       Листячко зеленое на дереве:

а) заблестело; б) запестрело; в) затрепетало; г) замелькало.

11.       Роща писательница называет:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент