Цель: продолжить работу относительно ознакомления учеников с особенностями и идейным содержанием литературных песен; проанализировать связь народной легенды о девушке - Украине которую Господь одарил песней, с «Молитвой» О. Конисского; проанализировать народную песню «На долине туман» В. Диденко; развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение определять и комментировать ведущие мотивы, объяснять роль символов в них; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения любви к литературной песне и ее художникам; прививать интерес к следствиям собственной работы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портреты А. Конисского, В. Диденко; тексты программных произведений, музыкальное сопровождение к песням, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Литературная викторина:
1. В переводе с какого языка слово «гимн» означает «торжественная песня»? (Греческого).
2. В какой стране «торжественные песни» выполнялись впервые? (Древняя Греция).
3. П. Чубинский родом из... (Киевщины).
4. Автор слов гимна родился в семье... (Дворянина).
5. Высшее образование П. Чубинский получил в... (Петербургском университете (юридический факультет)).
6. Укажите название журнала, где впервые печатался П. Чубинский... («Основа»).
7. Какие экспедиции возглавлял писатель? (Этнографически - статистические).
8. Мелодию к песне-гимну подобрал... (М. Вербицкий).
9. П. Чубинский был членом киевской организации, которая имела название... («Старая община»).
10. Каких художественных средств (тропов) больше всего в произведении «Еще не умерла Украина»? (Метафор).
11. Сколько строк имеет песня-гимн? (Двадцать).
12. Назовите современные литературные песни и их авторов. (М. Ткач «Маричка», «Ясени», М. Сингаевский «Бархатцы», Ю. Рыбчинский «Скрипка играет», Д. Павлычко «Два цвета», «Явор и яворина», «Лелеченька», В. Ивасюк «Червона рута», «Я пойду в далекие горы», «Фонтан», ...).
Примечание. Каждый правильный ответ равняется 1 баллу.
III. Проверка домашней задачи.
Опрашивание учеников наизусть песни - гимна П. Чубинского «Еще не умерла Украина». Определение наилучших исполнителей.
IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности.
V. Основное содержание урока.
Своим происхождением и сутью своей
песня является искусством общенародным;
независимо от того, авторская или анонимная,
она ориентирована на массовое восприятие
и удовлетворение.
И. Франко.
1. Анализ народной легенды о девушке-Украине, которую Господь одарил песней
1.1. Выразительное чтение произведения с ролями.
1.2. Жанр: народная легенда.
Легенда (от латинского legend - то, что нужно прочитать) - один из жанров не сказочной народной прозы, народная передача о выдающемся событии или поступке какого-нибудь человека, в основе которого чудо, фантастический образ или представления, которое воспринимается рассказчиком как достоверное. Вместе с тем сюжет легенды базируется на реальных или допустимых фактах; легендарный герой может иметь свой праобраз в реальной жизни, в исторической действительности.
Особенности народной легенды:
• рассказ об общественных и бытовых событиях;
• наличие фантастики (сказочные герои, фантастические события, сверхъестественные явления, чудодейственные предметы);
• небольшое количество основных действующих лиц (два-три);
• свободное построение;
• прозаическая форма (реже - стихотворная);
• малый объем.
1.3. Тема: изображение девушки-Украины, которая обратилась за помощью к Господу в связи со страданиями, который терпит земля ее от «пролитой крови и пожаров».
1.4. Идея: прославление Всевышнего, который предоставляет помощь всем, кто в ней нуждается; возвеличивание песни как неоценимого дара.
1.5. Основная мысль: среди всяческих сокровищ, талантов, способностей, песня является неоценимым даром.
1.6. Беседа по смыслу произведения:
• Кого и чем наделял Господь Бог? («...детей мира талантами. Французы выбрали элегантность и красоту, венгры - любовь к хозяйствованию, немцы - дисциплину и порядок, россияне - властность, поляки - способность к торговле, итальянцы получили дар к музыке...»).
• Как в произведении изображено поведение девочки? (Стыдливая, трусливая, тихая...). Опишите ее («Она была босая, одетая в вышитую сорочку, русая коса переплетена синей лентой, на голове имела венок из красной калины»).
• С каким горем обратилась девушка - Украина ко Всевышнему? («...плача, так как стонет моя земля от пролитой крови и пожаров. Силы мои на чужбине, на чужой работе, враги издеваются над вдовами и сиротами, в своем доме нет правды и воли»).
• Как понять слова Господа о том, что песня прославит девушку на целый мир?
• Какие были дальнейшие действия девушки, после получения ею песни от Всевышнего? Что свидетельствует об искренности подарка, который она получила? («Взяла ... подарок и крепко прижала его к себе»).
• Чем объяснить то, что девушка - Украина с ясным лицом и верой понесла песню в народ?
• Каким перед нами предстает Господь Бог? (Милосердным, справедливым, добрым, искренним).
• Из-за чего Украина страдает и терпит всяческие страдания?
• Как характеризуется девушка, которая песню, т.е. славу на целый мир не оставляла себе, а «...с ясным лицом и верой понесла песню в народ»?
• В чем значение народной легенды?
2. Обработка произведения А. Конисского «Молитва».
2.1. Выразительное чтение произведения.
2.3. История возникновения произведения «Молитва» и его назначение.
Эта песня более как полстолетия была запрещенной, не выполнялась на концертах, не звучала по радио. Когда она родилась, точно неизвестно. Слова принадлежат Александру Конисскому, музыка - Николаю Лысенко. В 90-х годах ее знали в Галиции. В 1903-м, когда автор музыки находился во Львове, она звучала на концертах. Песня испытала определенное переакцентирование: написанная для детей, после изменения отдельных слов приобрела общенародное звучание. Выполнялась в школах, на церковных праздниках, светских концертах, как духовный гимн - сначала в западноукраинских землях, а на протяжении 1917-1920 годов - и в Поднепровской Украине. А со временем запрещена. Не вошла ни в одно из изданий произведений Н. В. Лысенко. Текст и музыка сливаются воедино, создают органическую целостность. «Бог великий, единый» - одна из тех духовно-патриотичных песен, которые служили и служат высокой цели национального возрождения народа. Песня широко известна во всех странах, где живут украинцы, духовно объединяет их с родиной.
2.4. Тема: обращение людей к единому Богу с молитвой о необходимости уберечь Украину и дать ее народу волю, счастье и судьбу.
2.5. Идея: возвеличивание силы Бога, вера человека в его помощь.
2.6. Основная мысль: ходатайство и обращение людей к Богу не только из собственных интересов, а и стремление сохранить Украину, заботиться о ней.
2.7. Жанр: молитва. Молитва - это:
1) обращение верующего к богу;
2) канонизированный текст обращения.
2.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:
• Что такое молитва?
• Когда и с чем люди обращаются к Богу?
• Почему автор называет Бога великим, единым?