Л. Н. Толстой. «После бала»: антитеза как способ выражения идеи рассказа

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: обогатить знания учащихся об антитезе; работа над языковым воплощением антитезы и сопоставлением материала произведения; совершенствовать навыки работы с текстом эпического произведения; нравственное воспитание. Оборудование: на доске — план первой части рассказа, знакомый учащимся по прошлому уроку. ХОД УРОКА
I.

Проверка домашнего задания Записать на доске план второй части рассказа (каждый его пункт — параллельно плану первой части). В результате проделанной работы план может принять такой общий вид: I часть II часть 1) Залитая огнями бальная зала 1) Черный, грязный плац 2) Обаятельная Варенька 2) Истерзанный экзекуцией солдат 3) Веселые танцы 3) Избиение солдата шпицрутенами 4) Внешняя красота и благородство полковника 4) Внутренняя непривлекательность, даже безобразие героя 5) Чувство бесконечного счастья, испытываемое Иваном Васильевичем 5) Чувство стыда и ужаса, которое переживает Иван Васильевич II. Постановка целей и задач урока III. Работа над темой урока 1.

Беседа • Какова композиция рассказа? («Матрешечная»: «рассказ в рассказе».) • Почему автор обращается в рассказе к повествованию от первого лица? 2.

Анализ эпизода «На балу» • Чем особенно пленяла Варенька Ивана Васильевича? • Чем были так похожи дочь и отец? • В чем смысл данного сходства?

• Каким вы представляете себе Ивана Васильевича (образ жизни, жизненные привязанности, характер, нравственный облик, отношение к нему автора)? 3. Сопоставление контрастных сцен произведения (обращение к доске) • В чем сходство и различие в построении эпизодов «На балу» и «Экзекуция» (место действия, группировка действующих лиц, поведение героев, цвет, музыка, настроение, детали)?

• С помощью каких языковых средств Л. Толстой противопоставляет друг другу сцены бала и наказания солдата? 4. Проблемный вопрос Как в рассказе «После бала» передается течение времени, какие события сюжета проносятся мгновенно, какие текут медленно и почему? IV.

Подведение итогов урока (В том числе попытаемся ответить, почему Л. Толстой окончательно остановился на названии «После бала».) В XIX веке данное существительное было ж. р.

— Авт. При цитировании учащимися фрагментов рассказа обращать внимание на выразительность чтения.

V. Домашнее задание
Ответить письменно на вопрос: «Как характеризует Ивана Васильевича то, что более сильное впечатление произвели на него события после бала? ».

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector