Л. Костенко. «Чайка на льдине»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: углубить знания школьников о жизни и творчестве Л. Костенко, начать работу относительно анализа поэмы «Чайка на льдине», на примере этого произведения исследовать разницу между материальным и духовным; развивать умение выразительно читать поэтические произведения, грамотно высказывать свои мысли, чувства, наблюдения, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству Л. Костенко, прививать высокие моральные качества ученикам, стремление духовно обогащаться.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет Л. Костенко, библиотечка ее произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами.

• Что вам известно о жизни и творчестве Л. Костенко?

• Чем запомнились вам произведения писательницы, которые изучались в 6 классе?

• За что украинцы уважают Л. Костенко?

• Большинство ее произведений - это... (Поэзии). Дайте определение поэзии как литературного жанра. (Поэзия - небольшое художественное произведение в стихах).

• Какие проблемы поднимает Л. Костенко в своих произведениях? (Добро и зло; бережливое отношение к природе; дружба и измена; индивидуальность, ее преследование...).

• Назовите черты характера, которые, на ваш взгляд, ценит Л. Костенко в человеке. Ответ мотивируйте.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

 

  • Все народы равны. А земля
  • Там наилучшая, где родился ты.
  • Д. Павлычко.

 

  • Что судьба нелегкая - в этом польза и своя есть. Блаженный сон души искусству не оказывает содействие.
  • Л. Костенко.

2. Теория литературы.

Диптих (по толковому словарю).

1) Уст. двухстворчатый складень с живописным или рельефным изображением на створках.

2) Два произведения искусства, связанные одним замыслом.

3. Работа над произведением Л. Костенко «Чайка на льдине» (г. Щецин, март 1958 г.).

3.1. Выразительное и вдумчивое чтение каждой части произведения.

3.2. Тема: воспроизведение раздумий поэтессы о смысле жизни человека.

3.3. Идея: возвеличивание любви к родному краю, ко всему, что с ним связано, находясь далеко за его пределами.

3.4. Основная мысль:

а) «Зачем крыльятым почва под ногами»?

б) «Для меня же тот край наилучший, где выросли крылья мои».

3.5. Жанр: поэма.

 3.6. Композиция.

Произведение состоит из пяти частей: «Надбережье», «Лед на Одре», «Крылья», «Почва», «Улыбка», каждая из которых имеет свое содержание, законченную мысль, но в то же время связаны с пребыванием Л. Костенко в Польше, в частности в порту города Щецин, и размышлениями о смысле жизни человека, его назначении на земле, любви к родному краю.

Экспозиция: описание портового надбережья Щецина, изменений, которые происходят с приходом весны.

Завязка: раздумывание поэтессы над назначением крыльев у человека.

Кульминация: волнение поэтессы, которые вызвал корабль из родной земли.

Развязка: пребывание героини в Польше.

3.7. Сюжет.

Лирическая героиня, находясь в Польше, в частности в морском порту Щецина, наблюдает за красотой Одры, кораблями возле причалов.

Наступала весна, ломался лед. На одной из льдин она увидела чайку. Это подтолкнуло ее к раздумьям о смысле жизни человека. Человек имеет крылья, но как птица не летает, так как человеческие крылья сделаны не из пуха, а из правды, честности, доверия, верности в любви, из вечного порывания, из искренности к работе, из щедрости и заботы, из песни, из надежды, из поэзии, из мечты.

Героиня произведения любит Польшу за ее легенды, язык, обычаи, дружбу, искренность, но для нее родной край - милейший.

Однажды она увидела корабль с флагом родного края, который взволновал ее душу и сердце. И лирическая героиня окончательно поняла, что где бы ты не был, но родительская земля, родной край для каждого человека является милейшим, дорогим.

3.8. Художественные особенности поэмы «Чайка на льдине».

3.8.1. «Надбережье».

Метафоры: «корабли приклонились», «корабли... принесли свою усталость», «гриф окаменел», «трезубец серебрит иней», «взлетают сосульки с крыш», «просыпается верфь»,  «надбережье стоит».

Эпитеты: «тихие причалы», «заливы... голубые», «молодые корабли», «суровые, пасмурные стены».

Повторы: «тишина... тишина...».

3.8.2. «Лед на Одре».

Метафоры: «зима не одела... свиту», «зима... временами уже и примерила», «зима... поискала, поплакала... стелила... спорила... несла... собиралась», «деревья проснулись», «лед потемнел», «лед буйно ломился».

Эпитет: «Одра темная, широкая».

Риторические вопросы:

«Что же делать?»

«- Ты куда же разогналась?

Или, случайно, не к самому морю?»

«Ну, а что, как ее разливает вода весенняя?»

«Ну, а что, когда ей и удержать тебя не под силу?»

«Зачем крыльятым почва под ногами?»

Риторический оклик: «Странный человек!» Повторы: «Ну, а что...».

3.8.3. «Крылья».

Риторические вопросы:

«А как же человек?»

«А что же человек?»

Риторический оклик: «А крылья имеет!» Повторы: «У кого - ...», «А крылья имеет!».

3.8.4. «Почва».

Эпитеты: «язык живой», «дружба новая».

Риторические оклики:

«О, Польша!»

«...плача за гостеприимность свою!»

«С каждым днем все тяжелее!»

Повторы: «Почему же...», «Поэтому я...».

Риторические вопросы:

«Почему же ноет сердце в тоске?»

«Почему же мне тяжело становится?»

Метафора: «ноет сердце».

3.8.5. «Улыбка».

  • Метафоры: «корабли приклонились», «флаги... шепчут», «флаг запестрел», «волна бурлит», «улыбка появляется», «солнце горит», «корабли гудят».
  • Эпитеты: «тихие причалы», «корабли опрятные, горделивые, утомленные, трудолюбивые, неспокойные, молодцеватые», «молодой взгляд», «тяжелая проблема», «чудное ощущение», «ясная печаль».
  • Повторы: «...флаги», «земляк...», «он может впервые».
  • Сравнение: «Плывет корабль, будто айсберг - белый», «И солнце над горизонтом парит, будто улыбка его вдали».
  • Риторические оклики:
  • «А ветер!», «..А расстояние!», «..А волна бурлит!»
  • «О, боже, как хорошо, что все-таки он улыбнулся мне!».
  • Риторические вопросы:
  • «...Как за границей держаться?».
  • «К лицу ли советскому моряку иностранкам улыбаться?».
  • «Это я - иностранка?!».

3.9. Обсуждение содержания поэмы с вопросами:  

Как в поэме описан морской порт? («Корабли приклонились бортами к тихим причалам. Принесли свою усталость У залива эти голуби. Тишина...»).

Почему корабли в произведении изображены, будто живые существа? Опишите утро в порту. Как об этом указано в произведении? («Утром тают снега и взлетают сосульки с крыш. Просыпается верфь. Поясами тонких ватерлиний опоясывают люди борта молодых кораблей»).

Каким читатель представляет Шецин? («Как живое существо. У Щецина - красное, обветренное морем лицо и взволнованный голос корабельных прощальных гудков»).

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector