Курт Тухольский

В жизни и творчестве Курта Тухольского (1890-1935) «левая меланхолия» приобрела трагическое звучание. После войны Роза Валетти исполняла его «Красную мелодию» с припевом, в котором были такие слова:

Генерал, тебе опять не дадут войну начать! Если ж не впрок красный урок, то берегись!

Курт Тухольский был одним из ведущих сотрудников журнала «Вельт-бюне». Он резко критиковал Веймарскую республику, так как добивался подлинной демократии. Он считал, что, действуя вместе с «коммунистическими рабочими», необходимо провести национализацию тяжелой промышленности, а также радикальные реформы в области права и народного образования. Он говорил о себе, что борется «в пять лошадиных сил». Так он и назвал сборник своих произведений (1928), намекая на свое имя и четыре псевдонима - Каспар Хаузер, Петер Пантер, Теобальд Тигер и Игнац Вробель. Псевдонимы Тухольского в известной мере отражают многогранность его дарования. Он прекрасно владел мастерством рассказчика («Рейнсберг, картинки для влюбленных», 1912; «Замок Грипсхольм», 1931), писал злободневные баллады, лирические шансоны, сатирические фельетоны и репортажи («Пиренейская книга», 1927). Всего им написано около 2500 произведений. Истоки его стиля следует искать в меткой речи, во всем строе мыслей простых берлинцев. Но разнообразие псевдонимов свидетельствовало и об углублявшемся душевном разладе.

Он был действительно «левым» поэтом. Он сотрудничал с газетой «Арбайтер иллюстрирте цайтунг», которую выпускала КПГ. Он написал прекрасные стихи о повседневном героизме людей труда («Руки матери», «Вопросы жене рабочего»). Он считал, что «сплочение радикальной интеллигенции с КПГ есть благо и счастье». Но, несмотря на все эти заявления, Тухольский оставался таким «радикалом», который проводил решительную границу справа от себя, но видел и «границу слева от себя, ...где неуемные марксисты пытаются с помощью безусловно великой теории исцелить все недуги».

Эта раздвоенность, позиция одинокого бойца меж двух фронтов стала причиной тоскливых настроений, которые все отчетливее заявляли о себе к концу 20-х годов. В стихах Тухольского звучали сарказм и тоска, как, например, в стихотворении, открывающем сборник «Улыбка Моны Лизы»:

Ах, Лизонька, средь глупой суеты, кто знает жизнь, не спорит, не кричит, а складывает руки, будто ты, и, улыбаясь про себя, молчит.

Подобная «жизненная философия» заставляла поэта отворачиваться от актуальных тем. Начиная с 1929 года Тухольский жил в основном за границей. После 1933 года он высказывал опасение, что антифашистское сопротивление может оказаться бессмысленным. В конце концов он умолк как писатель и поэт, а 21 декабря 1935 года покончил жизнь самоубийством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector