Краткий сюжет поэмы М. Вороного «Евшан-зелье»

Дух непокорности и свободы живет в сердце только того человека, который осознал себя сыном родной земли, родного края. И это самое святое ощущение «питает надежду, определенную веру в идеалы». Об этом святом чувстве человека и идет речь в одном из самых патриотичных произведений - поэме Николая Вороного «Евшан-зелье». В основу сюжета положена легенда из летописи. Сына половецкого хана князя Владимира взяли в плен маленьким мальчиком. Рос ребенок в богатстве, имея все, так как князь:

  • Окружил его почетом
  • И роскошью
  • И жилось поэтому мальчонке
  • И безопасно, и удобно.

Сытая и беззаботная жизнь на чужбине постепенно стирала в памяти родных людей, степь, обычаи, и ханский сын забыл язык родителей, начал «край чужой, чужие обычаи родными считать». Зачерствело его сердце, переродилась душа. Не поражает юношу песня посланца:

  • Там, где пустошь вместо сердца,
  • Спасения уже не будет!..

И все же благоухание горькой полыни принудило сердце забиться быстрее, она помогли проснуться самому святому чувству - любви к родному краю. «Родная степь - широкая, свободная» «вдруг предстал перед глазами батенька несчастный». И уже ничто не могло остановить юношу: ни роскошная жизнь, ни богатство, ни почести. Он понял, что самое дорогое для человека - его родная земля и свобода в родном крае:

  • Лучше в родном крае милом
  • Полечь костями, погибнуть,
  • Чем в земле чужой, вражеской
  • В славе и почете пребывать!

Проблема, затронутая в поэме, остается актуальной и сегодня, так как раскидала судьба украинцев по разным уголкам земного шара. Блуждают они в поисках счастья, не понимая, что найти его можно только на родной земле:

  • Где же того евшана взять,
  • Того зелья-приворота,
  • Который на определенный путь направит
  • Путь в край свой воротит?!

Поэзия М. Вороного в своей основе глубоко патриотичная. Об этом, прежде всего, свидетельствует поэма «Евшан-зелье», которая была написана еще в 1899 году, а только теперь дошла до нас. Чувство любви к Родине, к родному народу, к своему языку - вот основное идейное содержание поэмы. Ее сюжет М. Вороному навеяла Галицко-Волынская летопись, в которой сохранилась легенда о волшебной силе степного зелья. Поэт не просто пересказал стихами летописную легенду, а и предоставил ей украинский торгово-исторический колорит.

В Киеве живет в неволе сын половецкого хана. В плен его взял Владимир Мономах и за его красоту оставил при себе. Жил мальчик в роскоши, в уважении. Он постепенно стал забывать родной край, привык к чужому краю, чужим обычаям. Но тяжело доживать век половецкому хану одинокому. И посылает он на Русскую землю музыканта, веля ему найти сына и запеть родные половецкие песни. «А если все это не поможет, дай ему Евшан-зелье», - сказал хан. Музыкант нашел мальчика. Сначала пел ему героические и нежные колыбельные песни. Они нравились мальчику, но не трогали его душу. И тогда певец дал ему понюхать Евшан-зелье.

  • Родная степь - широкая, свободная
  • Вдруг предстала перед глазами, с ней
  • И батенька несчастный!!!

Проснулось самое дорогое, самое святое чувство - любовь к родному краю. Ничто теперь не в состоянии остановить юношу.

  • Лучше в родном крае милом
  • Полечь костями, скончаться,
  • Чем в земле чужой, вражеской
  • В славе и почете пребывать!

Горе тому человеку, который отрекся от своего, попав на чужую землю, забыл родное слово, блеск материнских глаз и мозолистые руки отца. С болью в голосе обращается М. Вороной к таким людям. Высоким патриотичным аккордом, обращенным к современной Украине, звучат последние строки поэмы:

  • Украина, мама дорогая!
  • Или не то же с тобой произошло?
  • Сыновей ли твоих много
  • На степях твоих осталось?

Не отреклись ли они от своего рода, своей матери-отчизны? Нет в нас той силы, которая пробудит чувство национального достоинства, нет кобзарей. Вот почему теперь «окольными путями блуждаем без дороги». И поэт справедливо задает вопрос:

  • Где же того евшана взять,
  • Того зелья-приворота,
  • Что на определенный путь направит,
  • Путь в край свой повернет!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент