«Крашенная Лиса». Язык автора и язык персонажей

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:           продолжить совершенствовать умение и навыки школьников относительно их выразительного чтения, в частности, текста прозаического произведения (И. Франко «Крашенная Лиса»); выяснить особенности выразительности, ее роль в восприятии содержания произведения, характеристике его героев; развивать творческие способности учеников, культуру связной речи, артистизм, память, логическое мышление, внимание; формировать кругозор; воспитывать чувство уважения к художественной литературе, познавательный интерес к учебной деятельности; любовь к творцам украинской классики.

Тип урока: применение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет И. Франко, текст произведения «Крашенная Лиса».

Прекрасная вещь нуждается в прекрасной оправе.

Народная мудрость

Хорошая выразительность имеет почти такую же цену, как и хорошая мысль, так как почти невозможно хорошо выразиться, не изображая при этом с удобной стороны то, что здесь выражается.

Г. Лихтенберг

Ход урока.

I.        Организационный момент.

II.        Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности школьников.

III.        Основное содержание урока.

1. Вступительное слово учителя.

Важное значение в развитии человека имеет его контакт с книгой. Под влиянием прочитанного и услышанного мы начинаем серьезнее задумываться над жизнью, мечтать о будущей профессии, о героических подвигах, сознавать главные черты современного гражданина: преданность Родине, принципиальность, мужество, решительность, умение преодолевать трудности.

Еще Аристотель заявлял: если мы проявляем заботу лишь об умственном развитии молодого человека, забывая о необходимости развития его чувств, мы идем назад, а не вперед.

Слова, которые вы произносите вслух в присутствии других людей, назначаются для тех, кто слушает, для того, чтобы вызвать определенные мысли и чувства, активно влиять на их сознание, достигать полного взаимопонимания.

2.   Понятие «выразительное чтение». Средства выразительного чтения.
Выразительное чтение— это искусство воспроизведения в живом слове мыслей, чувств, настроений, переживаний, которыми насыщено художественное произведение. В процессе такого чтения проявляется личное отношение исполнителя к выполняемому им произведению, ощущается его исполнительское намерение, которое выливается в действие словом (словодействие). Средства выразительного чтения:

  • техника чтения;
  • логическое ударение;
  • паузы;
  • восприятие-понимание;
  • видение и реакция;
  • отношение чтеца к произведению;
  • цель чтения и интонация;
  • связь с аудиторией.

3.   Требования к чтецу.
Искусство выразительного чтения требует от исполнителей:

  • образного мышления и эмоциональной возбуждаемости;
  • способности переключаться с одного психического состояния в другое;
  • умение владеть собой и слушателем;
  • безупречного владения техникой речи;
  • знание законов музыки языка;
  • беспрерывного развития и улучшения художественного вкуса и художественных способностей.

«...Ощущение красивого и художественного не определишь в сухой формуле. Они нуждаются в чувстве, практики, опыте, собственной любознательности и времени»,- отмечал К. Станиславский.

 

 «Научить ребенка выразительно читать произведение - значит даты ему в руки ключ к познанию и осмыслению красоты и содержания художественного слова»,- писал Б. Буяльский.

4. Техника чтения.

Знакомим учеников с процессом дыхания и его ролью в создании звуков, с дикцией и самыми характерными отклонениями от литературной нормы (учитывая языковое, диалектное окружение детей).

Подросткам нужно знать, что органы дыхания у них еще окончательно не сформированы и в будущем будут наблюдаться определенные изменения, в частности глубже станет дыхание благодаря увеличению грудной клетки и вместительности легких.

Учитель показывает детям, каким должно быть правильное дыхание. Наиполнейшим и полезным считается смешанный тип дыхания, когда и ребра, и диафрагма свободно двигаются в процессе работы.

От глубины вдоха зависит сила выдоха, а итак, и сила звучания.

Дыхание — основа звукообразования. В зависимости от того, как именно мышцы принимают участие в работе дыхательного аппарата, различают четыре типа дыхания:

  • ключичное (при котором высоко поднимаются плечи, а с ними и ключицы, лопатки и верхние ребра; неэффективное, производит неприятное впечатление с эстетичной точки зрения);
  • грудное (при нем расширяются средние ребра, вытягивается живот, диафрагма не сокращается, нижний участок легких, богатый на воздушные пузырьки, из работы исключается; считаться идеальным не может);
  • диафрагматичное (брюшное; дыхание основывается на работе мышц диафрагмы. Сокращаясь, диафрагма оседает на брюшную пустоту, от этого нижние ребра раздвигаются, живот подается вперед);
  • комбинированное (грудно-брюшное; дыхание имеет наибольшие преимущества, так как наиболее полно насыщает диафрагмы во время выдоха, что дает возможность рационально использовать воздушный поток во время декламации и пения). Важным средством звуковой выразительности является голос. Язык чтеца должен быть не только безупречно правильным, четким, а и красивым, темброво и интонационно гибким и богатым. Красоту художественного слова нельзя отделить от звучания голоса чтеца. Голос — это тонкий инструмент, который доносит к слушателю содержание произведения, раскрывает его мысль.

 

Голоса в быту разделяют:

  • сильные и слабые;
  • звонкие и глухие;
  • высокие и низкие;
  • визгливые и ворчливые;
  • чистые и хриплые;
  • приятные и неприятные.

Сила голоса — результат мускульного напряжения голосообразующего аппарата. Сила голоса увеличивается благодаря увеличению напряжения воздушного потока, который идет из легких.

Выразительное чтение детей в классе, чтение для слушателя приучает их владеть своим голосом, заставляет обращать внимание на каждое слово и выражение. Умело владея голосом, учитель доносит к ученикам свои мысли, чувства, идеи во всей их полноте.

Наилучшим считается тот голос, в котором скоординирована работа всех трех факторов голосообразования.

  • органов дыхания;
  • гортани;

•    резонаторных пустот.
У школьников нужно развивать художественные вкусы в восприятии выразительного чтения и вместе с тем вырабатывать навыки говорить и читать, варьируя силу голоса в зависимости от содержания и с такой скоростью, чтобы их понимали слушатели.

Тембр — это окраска, которая предоставляется голосу так называемыми обертонами, т.е. дополнительными тонами, которые возникают благодаря резонаторам.

Вырабатывая у учеников правильное дыхание, четкую дикцию, гибкость голоса, следует рекомендовать им сознательно тренировать свой голос, произнося фразы в разном регистре и темпе, обращаясь к мыслям собеседника. Лишь при таком условии можно поднять на соответствующий уровень технику чтения учеников.

5. Логическое ударение.

Одним из важных показателей понимания учениками текста является умение находить логическое ударение в каждом предложении. Ведь для того, чтобы из ряда слов вышло предложение с точно определенным смыслом, недостаточно лишь предоставить этим словам нужной грамматической формы, необходимо еще показать относительную логику важности одного слова относительно другого в предложении или одного предложения относительно другого в периоде, а сделать это сама лишь грамматика бессильна.

Выделенное в предложении слово или словосочетание несет в себе основную смысловую нагрузку, т.е. оно создает эпицентр мысли - одни слова ближе, другие дальше, в зависимости от их смысловой роли.

Каждый из языковых тактов имеет свой центр, т.е. слова, которые выделяются разными средствами: в первом такте - голосовым усилением, во втором - повышением тона, в третьем - растягиванием. Итак, логическое ударение имеет три измерения:

    Пример HTML-страницы
    Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector