Конспект урока: «Гамлет». Проблема морального выбора и поступка в произведении

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:  проанализировать действия 3, 4 пьесы, осветить особенности построения трагедии («промедление действия», «спектакль в спектакле»), очертить образ Офелии, развивать навыки анализа драматического произведения, воспитывать гуманистические взгляды на человека, мир.

Оборудование: репродукция картины Джона Эверета Милле «Офелия», сигнальные карточки, дополнение «Кому принадлежат слова», дополнение «Выбери правильные утверждения».

Тип урока: урок-диалог.

Ход урока.

I.          Организационный момент.

II.        Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрашивание по теме Возрождения (ученики сигнальными карточками реагируют на утверждения об эпохе Возрождения).

III.       Мотивация учебной деятельности.

IV.       Формирование знаний, умений, навыков. Фронтальная беседа.

•          Какая цель у Гамлета?

•          Почему он тянет с местью?

•          Какие страдания и сомнения терзают Гамлета? Выразительное чтение монолога «Быть или не быть...».

•          Какой жизненный выбор делает Гамлет?

•          Каким образом он должен убедиться в вине Клавдия? (Спектакль «Мышеловка»).

•          В чем заключается особенность композиции произведения? («Спектакль в спектакле»).

•          Оправдались ли ожидания, которые принц возлагал на спектакль?

•          Какое влияние она имела на короля?

•          Почему Гамлет отказывается убивать Клавдия во время молитвы?

•          Кто становится первой жертвой?

•          Объясните слова Клавдия: «Тяжелый недуг надо лечить крепким лекарством». Какое лекарство он нашел для Гамлета?

•          Какую роль сыграет Офелия в судьбе Гамлета?

Гронирование.

•          Какие события привели к безумию Офелию?

•          С образом Офелии в трагедии тесно связаны цветы. Что они символизируют? (Розмарин - символ памяти; братцы - символ раздумий, мудрости; рута - символ девичьего целомудрия и несчастливой любви, грусти, горя; фиалки - символ грусти, смерти, невиновности, скромности, беззащитности, преданности своей любви, знак смерти; роза - символ совершенства, вечности, красоты, любовь).

•          Как складывается ее судьба?

•          Кто виноват в ее смерти?

•          При каких обстоятельствах погибла Офелия? Зачитайте.

•          Какую роль здесь сыграют венки? (Венки - символ святости, счастья, успеха, девичества, и вместе с тем символ скорби, смерти. Верба - символ жизни, вдовства).

•          Любил ли Гамлет Офелию?

Работа с репродукцией.

Работы Джона Эверета Милле прославлялись изысканным мастерством. Часто сюжеты своих картин он брал из пьес В. Шекспира. Так, картина мастера «Офелия» (1852) навевает множество ассоциаций с шекспировской трагедией «Гамлет».

Верба, которая нависла над ручьем, купая седые ветки, роскошный куст шиповника, камыш, химерическое сплетение скромных речных цветов выписанные в лучших традициях прерафаелитов и подчеркивают разнообразие жизненных красок. Яркая зелень оттеняет фигуру мертвой девушки, которая лежит в водах ручья.

Последние слова песни замерли на прекрасных устах. В ранах мертвой Офелии мы видим красную розу - символ пылкой любви. Вспомним, что брат Лаерт называл девушку «розой мая». Ольшанка, которая сидит в кустах, напоминает о песни Офелии «Милее всего ольшанка была». А в чистой, прозрачной воде, которая подчеркивает целомудрие юной леди, по течению плывут венки «как у невесты». «Цветы...».

Грусть и печаль будто разлиты в воздухе, создавая печальное настроение у зрителя.

Займи позицию: Офелия - хозяин своей судьбы? Все ли в жизни зависит от воли человека? А Гамлет - хозяин своей судьбы?

Инсценировка фрагмента «Инструмент» (действие 3 сцена 2).

•          Кого из героев трагедии можно назвать инструментом, на котором играют?

•          Как складывается судьба каждого из них? (Гибнут, попадаются в свои же ловушки).

•          К какой мысли подводит нас Шекспир? (Человек несет ответственность за свои поступки).

V.        Применение знаний, умений, навыков. Фронтальная беседа.

•          Чья судьба вызывает у вас сочувствие? Почему?

•          В чем заключается трагедия Офелии? Кто виноват в ее гибели?

•          Можно ли назвать Офелию ренессансным идеалом женщины? Докажите.

•          Всегда ли человек — хозяин своей судьбы?

•          Докажите, что пьеса «Гамлет» по жанру является трагедией.

•          В чем заключаются особенности композиции произведения?

VI.       Домашняя задача.

1.         Прочитать действие 5.

2.         Ответить на вопрос: Как ведут себя возле могилы Офелии Лаерт и Гамлет? Кто гибнет в трагедии?

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector