x x
menu

Конфликт между традициями и идеалами гуманизма (на примере творчества Достоевского)

Конфликт между народно-православными традициями и идеалами социального гуманизма западничества лежит в основе романа Ф. Достоевского «Подросток» (1875). Мечты об идиллических утопиях греховного мира для раздвоенной души героя романа Версилова - всего лишь пессимистическая иллюзия, поскольку и сам персонаж понимает невозможность безбожного существования. Поэтому для внебрачного сына Версилова подростка Аркадия Долгорукова его кровный отец не может быть надежным ориентиром. Таким скорее является названный отец подростка Макар Иванович Долгоруков, понимающий всю бренность и пустоту материального, так как «...не гордостью и счастьем счастлив будешь, а умножившеюся бессчетно любовью», когда получишь не миллионы, а целый мир.

Собственно, этот тезис как моральный императив пронизывает следующее чуть ли не сильнейшее произведение Ф. Достоевского - роман идей «Брать Карамазовы» (1880), художественно-философское повествование о сакральном единстве человека, семьи, отчизны, Церкви Христовой, без чего теряет смысл и перспективу само человеческое бытие.

В «Братьях Карамазовых» наиболее сильно выражен теологично-мистический реализм автора, социально-историческая панорама России, выводятся на судьбы конкретных людей, каждый из которых непосредственно является воплощением определенной идеи. Толчком к написанию романа идей было посещение вместе с известным философом В. Соловьевым в 1878 году Оптиной пустыни.

Именно православная церковь и будет выступать в романе как объединяющий фактор духовного братства и любви людей, от морального состояния которых и зависит осуществление царства Божьего. Магистральная линия произведения - это противостояние праведника-человеколюбца Алеши Карамазова и его брата Ивана, отбрасывающего божественную гармонию, поскольку по его мировоззрению (в основе своей отравленном просветительско-масонскими влияниями), вина является несовершенной. По убеждениям Ивана, который в «Легенде о Великом Инквизиторе» раскрывает земную необходимость масонского обустройства мира, невозможной является любая гармония, в основе которой лежит хотя бы одна детская слеза.

В образе Ивана Карамазова, который станет со временем своеобразным импульсом отцеубийства - убийства по подсказке, воспроизведена причина краха западнических демократично-либеральных идей, безбожных в своей основе. Идеологическая доктрина Ивана становится той основой, которая породит для Смердяковых, для революционного хаоса право на насилие, на вседозволенность. Тайное, больше молчаливое, согласие Ивана и Смердякова (внебрачный сын старика распутника Карамазова) станет импульсом к кровному преступлению - насильнической смерти недостойного отца, что является символом загнивающей, паразитирующей прослойки тогдашней России.

Но может ли такое «рациональное» насилие изменить мир на лучшее? Этот убийственный вопрос, поставленный еще в предыдущих «Преступлении и наказании», в «Бесах», Достоевский развивает в антимасонском романе «Братья Карамазовы», развенчивая идею «рационального зла», гуманистические концепции западничества. Наконец каждый человек не безгрешен.

Он запутывается в жизненных страстях и несовершенстве мира. Но одни из людей могут ощущать «вину за все», за греховность мира и в страданиях и испытаниях заслужить прощение своих и чужих грехов. Таким и является старший из братьев Дмитрий, загнанный в моральную безысходность, но не виновный в кровном преступлении - в убийстве собственного отца, которому мог в помыслах желать наиболее плохого. Именно вина за все и за себя самого и становится для Дмитрия тем фактором, который будет вести к воскресению души. Эти будущие страдания и тяжкий крестный путь во имя спасения и прочитал на лице Димитря старец Зосима.

Юридически чистый перед законом Иван с его нигилистическими идеями терпит духовно-моральный кризис: раздвоение личности, что проявляется в разговоре со своим двойником-бесом, приводит персонаж, западника-гуманиста, к сумасшествию. Самоубийством заканчивает жизнь Смердяков, как в предыдущих романах Свидригайлов («Преступление и наказание») и Ставрогин из «Бесов».

Путь к Богу, нередко тяжелый и крестный, или небытие, собственно гибель всей человеческой цивилизации. Носителем спасительных для русской души, да и для человечества вообще, началом божественных основ является Алеоша Карамазов (имя героя ассоциируется с Алексеем, мужем Божьим) - младший из братьев, который находится в центре противостояния добра и зла.

Именно он в этом противостоянии должен сделать тот выбор, от которого зависит спасение ближнего и всего мира. Алеша и призван воплотить в жизнь завещания святого старца Зосима, который благословляет юношу «находиться в мире», в земной жизни быть хранителем слабых от греховных соблазнов.

Поэтому и происходит борьба за душу праведника светлого и темного начал - собственно борьба Бога с дьяволом за душу человека. Свет, святость олицетворяет старец Зосим, бесовщину (в ипостаси гуманистических западнических теорий) - Иван Карамазов, масон, безбожник в душе, который не желает признавать мир как Божественную реальность.

Иван Карамазов и старается спровоцировать Алешу своими рассказами о замученном ребенке на богоборческий бунт. Короткий соблазн праведника на бунт радует беса, который сидит в Иване.

  • «- Браво! - закоричал Иван в каком-то восторге. - уж когда ты сказал, значит... Ай да схимник! Так вот в тебе бесенок в сердечке сидит, Алешка Карамазов!
  • - Я сказал нелепость, но...
  • То-то и есть, что но... - кричал Иван. - Знай, послушник, что нелепости слишком нужны на земле. На нелепостях мир стоит, и без них, может быть, в нем совсем ничего бы и не произошло. Мы знаем, что знаем!».

Видно, что для нигилиста Ивана необходимы абсурдность и бессмыслицы человеческого бытия, поэтому и радуется бесовщина от невольной слабости праведника. На вопрос Алеши, почему его подвергают испытанию соблазном, Иван дает ответ бесу: «Конечно, скажу, к этому и вел, чтобы сказать. Ты мне дорог, я тебя потерять не хочу и не уступлю твоему Зосиму». В этих словах Ивана Карамазова - глубокий мистический смысл: дьяволиада проявляет особый интерес к чистым, не соблазненным грехами душ - душ, которые выбрали святость.

Проблема свободы выбора лежит и в основе «Легенды о Великом Инквизиторе», где сам дьявол устами кардинала старается прельстить самого Христа свободой, олицетворенной в призрачном земном раю - собственно масонском обустройстве мира с завуалированным тоталитаризмом.

Вспомним виртуально созданное светлое будущее утопистами разных мастей. Ведь блаженство в грехах является искусительным и приемлемым для человечества. А грех, по  теории Великого Инквизитора (название кардинала такое не случайное, это одно из высочайших посвящений в масонских ложах), является следствием свободы, данной Богом. Поэтому, по логике кардинала, для обустройства земного счастья нужно отступиться от учений Христа или исправить их в пользу греха. «Зачем ты пришел мешать нам?» - спрашивает Инквизитор Спасителя, обвиняя самого Творца в несовершенстве мира, в котором из-за свободы выбора существует зло.

Однако уничтожение зла путем порабощения человека, путем лишения его свободы - это иллюзия, лукавая ловушка дьявола. В этом и тайна Великого Инквизитора - представителя тайной армии сатаны («Имя его - легион!»). Алеша Карамазов, в отличие от брата Ивана, принимает правду старца Зосима, сакрально понимая неразрывную связь Бога и человека, от чего и зависит спасение души.

Рассказ святого старца о своем старшем брате, который перед смертью вещает людям любовь и взаимопрощенне («...воистину всякий пред всем за всех и за все виноват»), о собственных греховных соблазнах в молодые годы во время офицерской службы, о раскаяниях грешников, которые совершали преступления, раскрывает нелегкий путь через земные испытания к Творцу. А возможно, что и через искупление своих собственных грехов.

Кончина брата-праведника, который перед смертью ощутил Царство Бога в душе, таит в себе что-то сакральное. Именно это, сакральное, станет импульсом для младшего брата в поисках высшей правды на пути к святости: «Скончался же на третьей неделе после пасхи, при памяти, и хотя говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в глазах веселье взглядом нас ищет, улыбается нам, нас зовет. Даже в городе много говорили в его кончине. Потрясло меня все то тогда, но не слишком, хоть и плакал я очень, когда его погребали. Юн был, ребенок, но на сердце осталось все неизгладимо, затаилось чувство. В свое время должно было все восстать и откликнуться. Так оно и случилось».

Необыкновенная в своем очищении смерть брата, прочитанный в юности рассказ о праведном страднике Иове, нанесенная в запале несправедливость собственному денщику во время службы в кадетском корпусе, прощение соперника на дуэли - одни из факторов постепенного катарсиса души (часто и через осознанный грех) человека, который со временем возьмет на себя нелегкий подвиг святости.

Старец Зосима станет проводником Бога в борьбе за душу Алеши и выйдет победителем и после собственной смерти. Его моральные установки и должен воплотить в жизнь младший из братьев Карамазовых. В двух из них (Иване и внебрачном Смердякове) воплощен крах личности в нераскаявшемся бунте, в Дмитрии - путь к воскресению через страдание и искупление своих и чужих грехов, в Алеше - нелегкая стезя земного праведника, носителя образа Божьего в человеке.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать