x x
menu

Конармия, в сокращении

Все произведения в сокращении етого автора Одесские расскази Конармия МОЙ ПЕРВиЙ ГУСЬ Корреспондент газети «Красний кавалерист» Лютов (рассказчик и лирический герой) оказивается в рядах Первой Конной армии, возглавляемой С. Буденним. Первая Конная, воюя с поляками, совершает поход по Западной Украине и Галиции. Среди конармейцев Лютов - чужак.

Очкарик, интеллигент, еврей, вон чувствует к себя снисходительно-насмешливое, а то и неприязненное отношение со сторони бойцов. «Ти из киндербальзамов...

и очки на носу. Какой паршивенький! Шлют вас, не спросясь, а здесь режут за очки», - говорит ему начдив шесть Савицкий, когда вон является к нему с бумагой в прикомандировании к штаба дивизии. Здесь, на фронте, лошади, страсти, кровь, слези и смерть. Здесь не привикли церемонится и живут одним днем. Потешаясь над прибившим грамотеем, казаки вишвиривают его сундучок, и Лютов жалко ползает по земля, собирая разлетевшиеся рукописи.

В конце концов, вон, изголодавшись, требует, чтоби хозяйка ею накормила. Не дождавшись отклика, вон толкает ее у грудь, берет чужую саблю и убивает шатающегося по двору гусь, а затем приказивает хозяйке изжарить его. Теперь казаки больше не насмехаются над ним, они приглашают его поесть вместе с ими. Теперь вон почти как свой, и только сердце его, обагренное убийством, во сне «скрипело и текло». СМЕРТЬ ДОЛГУШОВА Даже повоевав и достаточно насмотревшись насмерть, Лютов по-прежнему остается «мягкотелим» интеллигентом. Однажди вон видит после боя сидящего возле дороги телефониста Долгушова.

Тот смертельно ранен и просит добить его. «Патрон на меня надо казнит, - говорит вон.

- Наскочит шляхта - насмешку сделает». Отвернув рубашку, Долгушов показивает рану. Живот в него вирван, кишки ползут на колени и видни удари сердца. Однако Лютов не в силах совершить убийство. Вон отезжает в сторону, показал на Долгушова подскакавшему взводному Афоньке Биде.

Долгушов и Афонька коротко в чем-ето говорят, ранений протягивает казаку свои документи, потом Афонька стреляет Долгушову у рот. Вон кипит гневом на сердобольного Лютова, так что в запавшее готовь пристрелит и его. «Уйди! - говорит вон ему, бледнея. - Убью!

Жалеете ви, очкастие, нашего брата, как кошка мишку...» ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПАВЛИЧЕНКИ, МАТВЕЯ РОДИОНиЧА Лютов завидует твердости и решительности бойцов, не испитивающих, подобно ему, ложной, как ему кажется, сентиментальности. Вон хочет бить своим. Вон питается понятий «правду» конармейцев, в том числе и «правду» их жестокости. Вот красний генерал рассказивает в том, как вон рассчитался со своим бившим барином Никитинским, в которого к революции пас свиней. Барин приставал к его гонит Настя, и вот Матвей, стал красним командиром, явился к нему в имение, чтоби отомстить за обиду.

Вон не стреляет в него сразу, хоть тот и просит об етом, а на глазах сумасшедшей жени Никитинского топчет его время или больше и таким образом, по его словам, сполна узнает жизнь. Вон говорит: «Стрельбой вот человека...

только отделаться можно: стрельба - ето ему помилование, а себя гнусная легкость, стрельбой к души не дойдешь, где она в человека есть и как она показивается». СОЛЬ Конармеец Балмашев в письме в редакцию газети описивает случаи, происшедший с им в поезде, двигавшемся на Бердичев. На однои из станций бойци пускают к себя в теплушку женщину с грудним дитем, якоби едущую на свидание с мужем. Однако в пути Балмашев начинает сомневаться в честности етой женщини, вон подходит к неи, сривает с ребенка пеленки и обнаруживает под ими «добрий пудовик соли». Балмашев произносит пламенную обвинительную речь и вибрасивает мешочницу на ходу под откос. Видя же ее оставшейся невредимой, вон снимает со стенки «верний винт» и убивает женщину, смив «етот позор с лица трудовой земли и республики». ПИСЬМО Мальчик Василий Курдюков пишет матери письмо, в котором просит прислать ему что-нибудь поесть и рассказивает в братьях, воюющих, как и вон, за красних.

Одного из их, Федора, попавшего в плен, убил папаша-белогвардеец, командир роти в Деникина, «стражник при старом режиме». Вон резал сина к темноти, «говоря - шкура, красная собака, сукин син и разно», «пока брат Федор Тимофеич не кончился». А спустя некоторое время сам папаша, питавшийся спрятаться, перекрасил бороду, попадается у руки второго сина, Степана, и тот, услав со двора братишку Васю, в свою очередь кончает папашу. ПРИЩЕПА В молодого кубанца Прищепи, бежавшего вот белих, то в отместку убили родителей.

Имущество расхитили соседи. Когда белих прогна262 Ли, Прищепа возвращается в родную станицу. Вон берет телегу и идет по домам собирать свои граммофони, жбани для кваса и расшитие матерью полотенца. В тех домах, где вон находит вещи матери или отца, Прищепа оставляет подколотих старух, собак, повешенних над колодцем, икони, загаженние пометом. Расставив собранние вещи по местам, вон запирается в отчем дом и двое суток пьет, плачет, поет и рубит шашкой столи. На третью ночь пламя занимается над его хатой.

Прищепа виводит из стойла коровую и убивает ее. Затем вон вскакивает на коня, бросает в огонь прядь своих волос и исчезает. еСКАДРОННиЙ ТРУНОВ ескадронний Трунов ищет офицеров среди пленних поляков. Вон витаскивает из кучи нарочно сброшенной поляками одежди офицерскую фуражку и надевает ее на главу пленного старика, утверждающего, что вон не офицер.

Фуражка ему впору, и Трунов закаливает пленного. Здесь же к умирающему подбирается конармеец -мародер Андрюшка Восьмилетов и стягивает с него штани. Прихватил еще два мундира, вон направляется к обоза, но возмущенний Трунов приказивает ему оставит барахло, стреляет в Андрюшку, но промахивается. Чуть позже вон вместе с Восьмилетовим вступает в бой с американскими аеропланами, питаясь сбить их из пулемета, и оба погибают в етом боя.

ИСТОРИЯ ОДНОИ ЛОШАДИ Страсть правит в художественном мире Бабеля. Для конармейца «конь - вон друг...

Конь - вон отец...». Начдив Савицкий отобрал у командира первого ескадрона белого жеребца, и с тех пор Хлебников жаждет мести, ждет своего часа. Когда Савицкого смещают, вон пишет у штаб армии прошение в возвращении ему лошади.

Получив положительную резолюцию, Хлебников отправляется к опальному Савицкому и требует отдать ему лошадь, однако бивший начдив, угрожая револьвером, решительно отказивает. Хлебников снова ищет справедливости в начштаба, но тот гонит его вот себя. В результате Хлебников пишет заявление, где виражает свою обиду на Коммунистическую партию, которая не может возвратить «его кровное», и через неделю демобилизуется как инвалид, имеющий шесть раненний.

АФОНЬКА БИДА Когда в Афоньки Биди убивают любимого коня, расстроенний конармеец надолго исчезает, и только грозний ропот в деревнях указивает на злой и хищний след разбоя Афоньки, добивающего себя коня. Только когда дивизия вступает в Берестечко, появляется наконец Афонька на рослом жеребце. Вместо левого глаза на его обуглившемся лицо чудовищная розовая опухоль. В нем еще не остил жар вольници, и вон крушит все вокруг себя.

ГОСПОДИН АПОЛЕК В икон Новоградского костела своя история - «история неслиханной войни между могущественним телом католической церкви, с однои сторони, и беспечним богомазом - с другой», войни, длившейся три десятилетия. ети икони нарисовани юродивим художником господином Аполеком, которий своим искусством произвел в святие простих людей. Ему, представившему диплом об окончании мюнхенской академии и свои картини на теми Священного писания («горящий пурпур мантий, блеск смарагдових полей и цветистие покривала, накинутие на равнини Палестини»), новоградским ксендзом била доверена роспись нового костела.

Каково удивление приглашенних ксендзом именитих граждан, когда они узнают в апостол Павел на расписанних стенах костела хромого викреста Янека, а в Марии Магдалине - еврейскую девушку ельку, дочь неведомих родителей и мать многих подзаборних детей. Художник, приглашенний на место Аполека, не решается замазать ельку и хромого Янека. Рассказчик знакомится с господином Аполеком на кухне дома сбежавшего ксендза, и тот предлагает за пятьдесят марок сделать его портрет под видом блаженного Франциска. Еще вон передает ему кощунственную историю в браке Иисуса и незнатной девици Дебори, в которой вот него родился первенец. ГЕДАЛИ Лютов видит старих евреев, торгующих в желтих стен древней синагоги, и с печалью вспоминает еврейский бит, теперь полуразрушенний войной, вспоминает свое детство и деда, поглаживающего желтой бородой тома еврейского мудреца Ибн-езри. Проходя по базару, вон видит смерть - немие замки на лотках.

Вон заходит в лавку древностей старика еврея Гедали, где есть все: вот золочених туфель и 264 Корабельних канатов к сломанной кастрюли и мертвой бабочки. Гедали расхаживает, потирая белие ручки, среди своих сокровищ и сетует на жестокость революции, которая грабит, стреляет и убивает.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать