Коцюбинский. «Дорогой ценой». Приключенческий, романтический сюжет повести

Ход урока

I.          Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами

  • Что такое ценность? Назовите несколько. Выпишите их, отмечая важнейшие. Мотивируйте свой выбор.
  • Каким образом понятия «ценность», «воля» связанные между собой?
  • Вспомните из истории события, когда украинцы добывали в борьбе волю ради счастливой жизни в родном крае.
  • Кто такие крепостные? Каких страданий они испытывали, находясь в неволе?
  • Почему борьба за жизнь, волю - это извечные проблемы человечества?
  • Какое произведение называется приключенческим? Приведите примеры.
  • Как романтическое произведение может быть связано с приключенческим?
  • Каким произведениям вы предоставляете преимущество? Чему?

III.       Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV.       Восприятие и усвоение учебного материала

1.         Вступительное слово учителя

Сегодня мы начинаем изучение творчества чрезвычайно интересного писателя. Чем именно интересного? Думаю, каждый из вас найдет свой ответ на этот вопрос.

Вдоль десятилетий творчество Г. Коцюбинского волновала и продолжает волновать читателей. В чем же секрет популярности его произведений? Во-первых, в потому, что обращался он к своим читателям с понятными для всех проблемами. Во-вторых, его герои всегда живут среди нас и часто нас самых волнует то, что беспокоило их души почти сто лет тому. В-третьих, в потому, что автор имел своеобразный индивидуальный стиль и не боялся обратиться к новым литературным направлениям.

Итак, отправляемся в путешествие путями жизни и творчества Г. Коцюбинского.

2.         Жизнь и творчество г. Коцюбинского (материал для учителя)

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ Коцюбинский

Своим воспитанием Коцюбинский обязан матери. Происхождением она была из молдавского рода Абазов. Мать писателя, Ликера Максимовна, была на одиннадцать лет младшая за отца. Замуж она вышла вопреки воли своих родителей (так как Михаил Матвеевич был вдовцом с двумя детьми). С особой теплотой упоминал ее Коцюбинский: «Иметь...с тонкой и глубокой душевной организацией, добрая, чрезвычайно любящая, способная на самопожертвование, особенно для меня, которого очень любит. Имеет добрый вкус, благородные взгляды, любит литературу... Я рос под влиянием матери, к которой всегда был более близким, чем к отцу. Все говорят, что мы подобный себе не только из лица, но и характером и вкусами».

Сначала семья жила зажиточно. Коцюбинские имели свой дом (материнское приданое), садок, огород. Малого Михайлика присматривала сельская женщина Хима, именно от нее мальчик услышал украинскую народную песню, сказку. А еще, как упоминал Фома Михайлович, любил ходить на ярмарки и слушать лирников. Рассказа и народные песни слепца деда Куприяна, которое определенное время жило в Коцюбинских, волновали чувствительное сердце мальчугана. Поэтому не удивительно, что однажды из подсознания вынырнул тот неудержимый пламенный поезд к украинскому художественному слову, который не угасал уже некогда до самого конца его жизни.

В детстве Михайлика любили все, даже неродные сестры, с которыми он охотно игрался и к которым относился с приязнью и добротой. У часа досуга дети (их было шестеро) под руководством матери любили ставить спектакля, инсценировать народные песни. Так в «Бондарёвки» Михайлик всегда играл «человеческую совесть» (в детстве он был хлипким худеньким мальчиком с бледным лицом).

Странствуя с семьей по селам и городам Подолья, Коцюбинский наблюдал нуждающуюся крестьянскую жизнь, видел несправедливости, которые совершали бедным людям царские чиновники и богатеи. Сызмала он полюбил замечательную природу Подолья. Впечатление детства на всю жизнь оставили глубокий нужно в сознании будущего писателя.

2.3. Сообщение № 2. Года обучения Михаиле Михайловича.

Когда семья переехала в г. Бар, Михайлик пошел в школу. Учил он хорошо, был серьезным не на свои года, но в детских играх и затеях был хорошим компаньоном.

Любимец матери и баловень семьи, на двенадцатом годе Михайлик был вынужден впервые оторваться от отчего дома. Закончив двухлетнюю народную школу в г. Баре, где они жили, мальчик едет в Пласта-Огород, чтобы продолжить обучение в духовной семинарии - бурсе.

После реформы образования 1866-1867 гг. в школах было упразднено « волосодрание», «уходрание» и выстаивание голыми коленами на гречке. Тем не менее Шаргородская бурса времен обучения Коцюбинских еще имело чем отличалась от описанной Помяловским. Лекции ограничивались самыми вопросами и ответами. А от ученика требовалось лишь зазубривания текстов учебников. Других книжек не было. Науки - арифметику и географии, греческий, русский, церковнославянский языка и другие - ученики видели сквозь узенькую «окошко» учебника, который вынужденные были заучивать почти наизусть. Из других сельских поповичей Михаил отличался не только внешним видом, начитанностью, а и отвращением к вранью, доносам, которые были распространены среди бурсаков. На вечерах он декламировал Шевченко, в свободное время захватывался рисованием (рисовал тушью портреты Добролюбова, Белинского, Чернышевского). На каникулах мальчик много читает, ощущает неудержимый поезд к пэру. Таи вообще влияние книги на писателя тяжело оценить, ведь все в жизни он достиг благодаря самообразованию.

С каким наслаждением бурсаки после занятий убегали к монастырскому пруду, чтобы посоревноваться взапуски половить раков или вьюнов! Наибольшие смельчаки пересекали пруд, прыгали в мещанские огороды и срывали там огурцы. Цыганской иглой они нанизывали их на шпагат, связывали его концы и с таким ожерельем на шее поворачивались на свой берег.

Сызмала Михайлик был болезненным, вялым. Поэтому и в бурсе, как и дома, книжке отдавал предпочтение над детскими шалостями. Учил хорошо, образа умел износить молча, пользовался уважением у товарищей.

Однажды в учительской, как упоминал родственник Коцюбинского, который работал в этой же бурсе помощником надзирателя, произошел такой разговор. В комнату вошел учитель русского языка с поленницей тетрадей. Он едва лишь закончил проверять произведения бурсаков на тему «Как происходят рождественские праздника в моей семье», и, выбрав работу Михайлика не мог сдержать увлечения. «Будем иметь своего литератора!» - с гордостью показал он и начал читать произведение вслух. Дослушав до конца, кто-то с учителей выхватился со скептическим замечанием: «В самом деле написано красивым языком да и мысль есть, но едва ли второклассник написал это сам. Наверное, позаимствовал у кого-то и содержание и форму».

Трудно сказать, или именно она видавшая виды и у Михайлика, или эти или другие сказки он слушал, но такая уже велась давняя бурсацкая традиция. С певністю можно лишь твердить, что Коцюбинский не оставлял школьной библиотеки, которая после реформы пополнилась книжками.

Страсть к чтению появилась у Михайлика чуть раньше. В 11 лет, семья тогда жила в каком-то селе, мальчуган младенчески сильно влюбился в шестнадцатилетнюю девушку, которая не обращала на него наименьшего внимания. Положив любой ценой стать большим человеком и тем завоевать сердце своей любимой, он набросился на книжки. Михайлу посчастливилось натолкнуться на красивую библиотеку, которая принадлежала местному священнику - человеку умной и, как на свое время, прогрессивной. Неизвестно, удалось ли Михаилу справить впечатление на девушку почерпнутыми из книжек мыслями, но целиком понятно, что прочитанные тогда произведения сыграли большую роль в его жизни. Этими книжками были бессмертные «Кобзарь» Т. Шевченко и произведения Марка Вовчка. Именно они, как потом упоминал Г. Коцюбинский, окончательно направили его на украинский путь.

После окончания Шаргородской духовной школы Коцюбинский едет в Каменец-Подольский и вступает к семинарии, но через трудные материальные условия семьи учить ему не пришлось.

2.5.      Сообщение № 4. Г. Коцюбинский среди народа.

В 1891 г. Михаил Михайлович составил испытание на народного учителя

и стал учительствовать по селам. Его всегда можно было увидеть там, где собирались люди: возле колодца, возле пруда, в поле. Он был приятным собеседником, добрым руководством. Потом свыше пяти лет писатель работал в филлоксерной комиссии, которая вела борьбу с виноградными вредителями в Бессарабии и в Крыму. Новые впечатления послужили материалом для будущих произведений. Работа в филлоксерной комиссии обозначилась на его здоровье, и Г. Коцюбинскому приходилось лечиться за пределами Украины, в частности в Италии, на острове Капри. Здесь он познакомился с известным русским писателем Максимом Горьким. Часто бывал в селе Криворовня на Прикарпатье, где встречался с И. Франко, Лесей Украинкой, В. Стефаником, В. Гнатюком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент