Кэтрин ван Спэнкерен. 7. Американская поэзия после 1945 г. Анти-традиционализм

Кэтрин ван Спэнкерен. Краткая история американской литературы 7. Американская поэзия после 1945 г. Анти-традиционализм.

холодная война", угроза окружающей среде - перечень потрясений, пережитых американской культурой, пространен и разнообразен. Однако из всех перемен более всего за трансформацию американского общества ответственно появление средств массовой информации и массовой культуры. Сперва радио, затем кино, а теперь - всесильное, вездесущее присутствие телевидения изменили сами основы американской жизни. Из страны частной, построенной на литературе элитарной культуры, в основе которой лежали книга, взгляд и чтение, США стали страной культуры средств массовой информации, связанной с голосом в радиоприемнике, музыкой, звучащей с компакт-диска или кассеты, фильмами и образами на телеэкране.

"Источник: Литература Просвещения) всем, а недавно появившиеся дешевые фотографические методы печати побудили молодых поэтов самим издавать себя, а молодых редакторов выпускать собственные литературные журналы - число последних на сегодняшний день превышает 2000. Путь, пройденный от конца пятидесятых годов до наших дней, привел к тому, что американцы стали все больше осознавать: технология, сама по себе столь полезная, несет в себе опасность, открывая сознание тотальному нашествию образов, которые в него лучше не пускать. И те из американцев, кто озабочен поисками альтернатив, готовы воспринимать поэзию куда охотнее, чем раньше: она предлагает способы высказать субъективный опыт жизни и позволяет выразить влияние технологии и массового общества наличность.

"Источник: Литература Просвещения) американская поэзия отличается децентрализованностью, богатейшим разнообразием и не сводима к нескольким всеобъемлющим формулам. Тем не менее, хотя бы для удобства описания, ее можно представить в виде спектра, выделив три частично пересекающихся направления: на одном полюсе - традиционалисты, в центре - поэты-одиночки, чей голос сугубо индивидуален, и поэты-экспериментаторы, на другом полюсе. Поэты-традиционалисты сохраняют преемственность поэтической традиции или стремятся вдохнуть в нее новую жизнь.

Поэты-одиночки используют как традиционные, так и новаторские техники, добиваясь неповторимости поэтического голоса. Поэты-экспериментаторы взыскуют новых культурных стилей. "Источник: Литература Просвещения) с Восточного побережья США или южане, преподающие в колледжах и университетах. Назовем здесь Ричарда Эберхарта и Ричарда Уилбера, поэтов-фьюджитивистов старшего поколения Джона Кроу Рэнсома, Аллена Тейта и Роберта Пенна Уоррена; среди молодых - это вполне зрелые поэты Джон Холландер и Ричард Хауард, сюда же можно отнести стихи раннего Роберта Лоуэлла. Поэты-традиционалисты пользуются признанием, их произведения включены в многочисленные антологии. "Источник: Литература Просвещения) поэзии, ориентированной на традицию. Отличительные черты, присущие поэтам-традиционалистам: точность описаний, реалистичность, склонность к парадоксам; часто, как, например, в случае с Ричардом Уилбером (р.

1921 г.), существенное влияние на их поэзию оказали английские поэты-метафизики XV-XVI вв., увлечение которыми было спровоцировано Т. С. Элиотом.

Самый известный текст Уилбера: "Мир, лишенный предметов - осязаемая пустота" (1950 г.), обязан своим названием строчке Томаса Траерна, одного из поэтов-метафизиков. Эти стихи служат прекрасным примером того, как поэт может достигнуть прозрачной ясности, используя рифму и формально закрепленную структуру: Долговязые верблюды духа Цепочкой бредут в родные пустыни, мимо последних рощ, переполненных Стрекотом механической саранчи лесопилок, - мимо, - к чистому меду палящего Солнца. Столь медлительно-горды... (Пер.

А. Нестерова) "Источник: Литература Просвещения)"слишком поэтичную" ткань стихотворения, охотно прибегают к звучным фразам. Одно из стихотворений Роберта Пенна Уоренна (1905-1989 гг.) кончается следующим стихом: "Столь возлюбили мир, что, может статься, и в Господа уверуем в конце". Аллен Тейт заканчивает свою "Оду павшим конфедератам" словами: "Страж мест, каким мы все сопричтены!

" (Пер. В. Топорова).

Поэты-традиционалисты при этом часто склонны к риторической архаике, употреблению редких слов, тяге к определениям (например-"могильная сова) и инверсиям, так что естественный разговорный синтаксис английского языка неузнаваемо преображается. Порой этот эффект придает, как в стихах Уоррена, благородство поэтической речи; порой же стих выглядит чересчур ходульным и потерявшим связь с реальными переживаниями, как например у Тейта, когда тот пишет: "Глуповато касаясь каймы одеяний иерофантов...". "Источник: Литература Просвещения) урбанистические темы, нерифмованные строки, субъективизм описаний и легкий разговорный тон, - разделяет с поэтами-традиционалистами страсть к парадоксальности; так в сборнике "Разбитое сердце" (1966 г. ) можно встретить уподобление брака коктейлю: Стара история, как мир - Папаша Время, Мать Земля, Таинство брака, подавать охлажденным.

(Пер. А. Нестерова) "Источник: Литература Просвещения) принципиально новые пути развития.

Стилистическое изящество, присущее некоторым поэтам, создавало впечатление, что их стихи гораздо более традиционны, чем то было на самом деле - так было с Рэндолом Джарреллом (1914-1965 гг.) иА. Р. Эммонсом (р. 1926 г.). Основная тема Эммонса - напряженный диалог между родом человеческим и природой; Джаррелл пытается описывать мир изнутри сознания обездоленных - детей, женщин, обреченных на смерть солдат, как, например, в стихотворении "Смерть стрелка радиста" (1945 г.). "Источник: Литература Просвещения) - это ее основная тема - в городских трущобах.

В стихотворении "Лачуга с кухонькой" (1945 г.) она задается вопросом: Способна ли мечта пробиться сквозь запах лука, скворчащего на сковородке вперемешку с картофелем, прорваться через груды невыкинутого мусора в прихожей... (Пер. А. Нестерова) "Источник: Литература Просвещения) изменения настроений в обществе и постепенного перехода к открытым формам в искусстве, отказались от них. "Источник: Литература Просвещения) "Любовь, как ключик, завела твой толстенький золотой будильник". В стихотворении "Папочка" отец предстает в образе кинематографического графа Дра-кулы: "Раздутое черное сердце твое пригвоздили колом.

/Ты был деревенским не по нутру" (Пер. И.

Копос-тинской). "Источник: Литература Просвещения) расстройством и в конце концов покончила жизнь самоубийством.

Исповедальная лирика Секстон гораздо более автобиографична, чем поэзия Плат, и лишена технической виртуозности, свойственной ранним стихам последней. При всем том, стихотворения Секстон вызывают сильный эмоциональный отклик. Поэтесса смело касается таких табуированных тем, как секс, жестокость, самоубийство. Часто ее стихи связаны с "женской" проблематикой: вынашивание ребенка, женское тело, брак с точки зрения женщины. В стихотворении "Из рода ее" (1960 г.) Секстон отождествляет себя с колдуньей, заживо сожженной на костре: Ты вез меня в телеге мимо деревень и полей, И я им вслед помахала голой рукой своей.

И последнее, что я ясно помню, - о ты, кто остался в живых, - Как тобой зажженное пламя бьется у ног моих И как хрустят мои ребра под ободом твоих колес. Женщины этой породы умеют умирать без слез.

Я из этого рода. (Пер. И. Ковалевой) Сами названия сборников Секстон свидетельствуют о том, сколь близки эти стихи безумию и смерти.

Среди ее книг выделяются "В бедлам и отчасти обратно" (1960 г. ), "Живи или умри" (1966 г.) и посмертная книга "Ужасное плавание к Господу Богу" (1975 г.

). "Источник: Литература Просвещения) позже перевелся в Принстон. Тяготея к традиционной форме и метрике, Берримен черпал вдохновение в ранней истории Америки, сочинял самоироничные, пронизанные исповедальными мотивами стихи, позже вошедшие в сборник "Сновидческие стихи" (1969 г.

), в центре которого - гротескный автобиографический персонаж по имени Генри. Темой для рефлексий Генри - этого "alter ego" его создателя - становятся рутинная жизнь преподавателя, хронический алкоголизм, неутоленные амбиции. Как и его современник Теодор Ретке, Берримен создал свой собственный пластичный, игровой и вместе с тем проникновенный стиль, оживляемый вкраплениями фольклора, детских стишков, клише и сленга. Так, о своем герое Генри Берримен пишет: "В развалину сию герой вперяет взгляд. Но не моргая, взгляд она тот шлет назад".

Или другие шутливые строки: "О, увы мне, увы! Приди безразличие, я же и взвою, как Иов! " "Источник: Литература Просвещения)"холодному" направлению в женской поэзии, у начала которого стояла Эмили Ди-кинсон, а Сильвию Плат, Анну Секстон и Адрианну Рич - к "горячему".

Хотя Рич начинала со стихов, для которых были характерны традиционные формы и размеры, ее вещи - особенно написанные после 60-х годов, когда она стала ярой поборницей феминизма, - обостренно эмоциональны. Ее стиль отличается особой метафоричностью, - достаточно назвать самый удачный сборник поэтессы - "Тонущая в кораблекрушении" (1973 г.), в котором поиски героиней своего "я" описаны в терминах катастрофы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector