Как создавался мир. Урок-путешествие страницами мифов

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:           углубить знания учеников о мифологии на-

рода, ознакомить с его мифами; учить вести исследовательскую работу: создать устный мифологический словарь, модель создания мира; развивать умение работать с текстом, стремление к самовыражению через рисунок и художественное слово; воспитывать уважение к прошлому нашего народа, к его духовным сокровищам.

Оборудование: рисунок космического корабля, композиция из детских рисунков «Мифологический мир нашими глазами», иллюстрированный материал «Земля — Люди», магнитофонные записи классической музыки, материал для создания моделей, страницы мини-учебника, книга С. Плачинды «Мифы и легенды давней Украины».

Тип урока: нетрадиционный; урок-путешествие.

Ход урока.

I. Введение (на фоне музыки).

Учитель. Священный миг... С внутренним трепетом, затаив дыхание, с любовью открываем золотые ворота украинской духовности. Перед нами таинственный мир наших пращуров и их творения - прекрасные, завершенные, оригинальные и могущественные мифы.

Мифы... Возникли в то время, когда у людей было сильное примитивное восприятие окружающего мира и они часто ощущали свое бессилие в борьбе со стихийными силами природы. Стремясь объяснить непонятные явления, человек с помощью воображения, фантазии создавал мифы о сверхъестественных силах, которые якобы заселяют мир и вмешиваются в человеческую жизнь. Нет такого народа, который бы не имел своей мифологии. Мифы - это колыбель человеческого воображения, в которой баюкался каждый народ и все человечество.

 

Мифология украинского народа одна из самых давних и самых поэтичных в мире. Готовясь к сегодняшнему уроку, группа учеников исследовала происхождение и форму украинских мифов. Им слово.

  1. Мифы (от греческого— слово, басня, пересказ) — старинный народный рассказ о явлениях природы, исторических событиях или фантастические рассказы о богах, обоготворенных героях, мысленных существах.
  2. По форме миф напоминает сказку, он близок также к легенде. Но от сказок отличается тем, что сказки во времена их образования воспринимали как плод фантазии, россказни, а к мифам относились как к чему-то действительному или вероятному. Мифы также отличаются от легенд, которые рассказывают о реальных лицах или настоящих событиях.
  3. Славянские мифы, а особенно украинские, отличаются от мифов народов мира тем, что они очень тесно связаны с земледельческим бытом наших предков. В них преобладает прославление семьи, небесных светил, естественных явлений: солнца, луны, звезд, мелкого дождика, ветра.

Учитель. Мы будем работать со страницей мини-учебника. Выполним первые задачи. А дома вы раскроете тайну образования мифических героев, составите и запишете диалог с любимым мифическим героем, в свою литературную копилку запишете слова и выражения, которые больше всего запомнились. Что же мы называем мифами? Выполните первую задачу страницы мини-учебника.

Учитель. Из седой давности существует мудрость: «Молись своим Богам - и тебе подчинится весь мир». Этой истине были верны наши пращуры. Понимая Слово и Волю своих Богов, они выживали, и побеждали. Наполним и мы сердце их свободолюбивыми заповедями, а душу - космической энергией и гармонией. Тема нашего урока: «Как создавался мир». Мы имеем уникальную возможность осуществить путешествие страницами первого издания воскрешенных из небытия языческих мифов, которые отшлифованы мышлением тысяч и тысяч наших пращуров, согретые их глубокими чувствами. Это давно ожидаемая книга С. Плачинды «Мифы и легенды давней Украины».

Проблемная задача: «Что нас так волнует и привлекает в украинских мифах?»

II. Объявление темы и цели урока.

Итак, отправляемся в загадочное путешествие с целью глубже познать свой родной народ, ощутить и понять его первоземлю, ознакомиться с далеким прошлым.

 

Наша задача: ознакомиться с мифами давней Украины, их героями, создать устный мифологический словарь, смоделировать первоземлю наших пращуров (мифы, модель, словарь).

В начале третьего тысячелетия мы отправляемся в путешествие на космическом корабле «Сокол». Выберите отважнейшего, самого эрудированного из вас. Это и будет наш капитан.

Приветствую тебя, капитан. Не сбейся с курса, будь смелым и уверенным в своих силах. Первым помощником у тебя будет... Во время нашего путешествия ты должен составить маршрутную карту, которая поможет в конце странствия построить модель создания мира.

Готовясь к сегодняшнему путешествию, вы работали в группах:

  • отыскивали и читали мифы давней Украины;
  • готовили сообщение о мифических героях;
  • рисовали иллюстрации и разыгрывали сценки «Как создавался мир».

III. Изучение нового материала.

Капитан. Итак, члены экипажа, займите, пожалуйста, свои места. Отправляемся в неизведанный мир.

Ученики садятся группами: «Исследователи», «Художники, актеры», «Мифологи».

Учитель. Мне кажется, мы хорошо подготовились к путешествию, но забыли о важной детали - наше настроение. Передайте его рефлексией, обратившись к странице мини-учебника.

Капитан. Перед нами непроглядная тьма, густая, холодная, бесконечная. Ни Земли, ни Неба, ни Солнца. Только - Мрак. Ничего не видно.

Помощник капитана. Нет-нет, я вижу Ока. Откуда летит он? И - куда? Откуда взялся?

Исследователи. «Ока был всегда, он был вечно. И из Вечности он летел в Вечность».

Исследователи. «Он летел из далеких Старых Миров, чтобы образовать Новый Мир».

Мифологи. По представлениями мудрых наших пращуров, Ока - творец Вирия, Вселенной, Земли и всего сущего на ней.

Учитель. Что такое Вирий?

Мифологи. Вирий - остров во Вселенной, первоземля богов и мира.

Учитель. А как образовался Вирий? Зачитайте и выполните вторую задачу страницы мини-учебника.

Исследователи зачитывают и выполняют задачи страницы мини-учебника.

 

Учитель. Слово художникам.

Художники. На рисунке мы показали Перводерево - Дуб - Стародуб с молодильными яблоками - плодами вечности и Соколом-Родом и Глазом, который своей слезой питает корни этого дерева.

Помощник капитана. Наша первая остановка — остров Вирий. (Цепляет название станции и рисунок на доске).

Учитель. Как же начал создавать Мир Сокол-Род? Прочитаем миф «Белобог и Чернобог» с ролями.

Актеры зачитывают. Исследователи выполняют задачи.

Художники. А вот так мы представили этих богов. (Рисунок прикрепляют на доске).

Учитель. Дети, вспомните украинские народные сказки и назовите героя, который является символом тьмы и зла.

Исследователи. Во многих сказках мы встречаем образ Змея, злого, жестокого.

Учитель. Образ Змея пришел к нам из мифов. Расскажите об этом.

Исследователи рассказывают. Художники показывают рисунок Змея.

Учитель. А что произошло с белым пером? Расскажите и доработайте третью задачу страницы мини-учебника.

Исследователи пересказывают и выполняют задачи. Озвучить монолог Белобога нам помогут актеры.

Выходит Белобог (в белом) и Перун (в красной одежде со стрелами). Звучит монолог Белобога. Художники показывают рисунок и прикрепляют на доске.

Мифологи. В украинской мифологии Перун - бог дождя, молнии и грома. Один из главнейших персонажей древнеукраинской мифологии, «бог над богами».

Капитан. Экипаж, внимание! Черная туча закрывает Вирий. Налетел Змей, вот-вот должны глотнуть Сокола. Что это произошло?

Исследователи. В смертельном поединке сошлись Змей и Перун. Но не удалось Змею одолеть Перуна, не стал Чернобог Властителем Вирия.

Капитан. Пролетаем над Прадубом, вижу, как Сокол-Род думу думает. О чем?

Исследователи. Он думает о том, как создать твердь, чтобы на ней была жизнь. Сокол заставляет Белобога нырнуть на дно озера Живой Воды, набрать золотого песка и рассеять во тьме, чтобы была твердь.

Исследователи зачитывают отрывок.

 

Помощники капитана. Итак, вторая остановка — станция «Земля». (Прикрепляет название станции).

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector