x x
menu

Как написать сочинение по поэме И. Кочерги

Прежде чем приступить к написанию сочинения по драматической поэме И. Кочерги «Свадьба Свечки», нужно узнать, какую эпоху описывает автор. Для этого нужно обратиться к истории. Конец XV - начало XVI в. Киев под властью литовских магнатов. Еще в XIV в. Литовское феодальное княжество, воспользовавшись раздробленностью русских земель, находившихся под монголо-татарским игом, захватило всю Западную Русь, а также Юго-Западную и Северо-Восточную. Великий князь литовский Ольгерд стал обладателем Чернигово-Северских земель, а также Подолья и Киевщины. Захваченные Литвой земли состояли из отдельных удельных княжеств, во главе которых стояли литовские феодалы и русские князья. Княжества делились на отдельные воеводства, возглавляемые воеводами-ставленниками князей. Именно об этом и рассказывает И. Кочерга в своей пьесе.

Действие поэмы происходит в 1506 году в Киеве. Вся власть в городе находилась в руках литовского воеводы, который ввел так называемый «темный закон», по которому запрещалось всему населению ночью пользоваться светом, чтобы якобы избежать пожара. Но это было лишь своеобразное средство эксплуатации трудящихся, ведь тот, кто нарушал закон, вынужден был платить денежный штраф. Позже литовский воевода под давлением народа отменил этот закон. Использовав такие исторические факты, И. Кочерга мастерски отразил в пьесе тяжелую жизнь киевских ремесленников и их борьбу против литовских феодалов за свет и человеческие права. Это и будет основной мыслью нашего произведения. Помните, что главным стержнем, который организует действие в пьесе, являются символические образы света и свечи. Драматическим конфликтом является столкновение противоположных классовых интересов трудового Киева (ремесленников) и литовских магнатов и их прислужников. Этот конфликт делит действующих лиц на две противоположные группы.

Уже в начале произведения, в экспозиции, когда киевские парни и девушки поют «Песню про свечку», а портной Коляндра сообщает, что в Киеве «свет запрещено светить...» (писарь же Козелиус запрещает петь и песню про свечку, потому и «песня есть преступная и безбожная »), автор знакомит нас с сутью этого социального конфликта. Завязкой действия в пьесе является то место, где оружейник Иван Свичка решает постоять за права ремесленников, возглавить их справедливую борьбу против литовского воеводы. Чтобы вам было легче писать сочинение, проследите за основными моментами, где появляется образ света. Не забывайте, что в произведении социальный конфликт тесно переплетается с личным. Например, Иван Свечка не мыслит личного счастья без счастья ремесленников, поэтому откровенно говорит об этом Меланке: «Так и я в честь твою жажду Все засветить в Киеве огни!». Здесь образ света выступает как символ воли народа. Обратите также внимание на такой важный момент в развитии действия, как первое непосредственное столкновение Свечки и воеводы, которое выливается в смелый, с глубоким подтекстом, драматический диалог, подчеркивающий осознание Свечкой необходимости борьбы за счастье людей.

Воевода: «Не вырос еще дуб и не родились пчелы, что воска насобирают в дубе том для тех свечей». Свечка: «Зато уж есть топор, что вырубит борть в этих дубах». Когда Иван Свечка прибывает в замок воеводы, чтобы похитить привилегии, его останавливает пораженная Гильда: «Чего тебе, безумцу, надо?», И тот красноречиво отвечает: «Света». И на свадьбе Ивана и Меланки наконец зажжены все цеховые свечи. Здесь образ света выступает как символ неповиновения. Когда же вооруженные отряды взяли непокорного Свечку, тот угрожающе бросает графу: «Постой! Пока не кончилась Свеча - не свадьба». Этот новый поэтический образ приобретает значение борьбы, народного восстания. Воевода хочет ослепить Ивана чтобы тот не видел света. Любимая Иванова Меланка, которая осмелилась прийти к воеводе просить за своего жениха, на его вопрос «Чего ты хочешь?», многозначительно отвечает: «Света». И тот дает ей непосильную задачу: донести огонек своей свадебной свечи в бурную ночь по крутым склонах замковой горы в тюрьму, в которой ждет казни ее любимый. Здесь уже образ света и фонарик Меланки выступает как символ ее неугасающей любви, верности и вместе с тем муки. Автор несколько раз ставит Меланку в, казалось бы, безнадежное положение, когда на нее нападают вооруженные отряды Ольшанского, когда гаснет свет в фонаре. Но настойчивая девушка стремительно идет к своей цели.

Кульминацией в развитии действия является то, что ремесленники, наконец, поднялись на борьбу, освобождают Свечку, с лозунгом «За свадьбу Свечки» поджигают тюрьму и дворец князя Ольшанского и идут на приступ замка воеводы. Но развязка произведения трагична. В стычке с Ольшанским погибает ремесленник Передерий. Погибает от руки Ольшанского, защищая свою честь и Меланка. И гибнет от руки Ивана и князь. Так решается конфликт, имевший личный характер. Свечка призывает ремесленников к мести за все обиды, которые причинили им угнетатели, за смерть своей возлюбленной: «К мести все! К свободе! К борьбе! В честь нее по всему городу засветим свадебные мы огни!». Здесь уже образ света выступает ярким символом освободительной борьбы трудящихся. Бледный огонек свадебной свечи Меланки «гнев народный зажег» и перерос в пламя восстания. Кто в пьесе главный герой, кто ведет людей за собой за свободу, за свет? Конечно же, оружейник Иван Свечка, который является воплощением свободолюбия, народной справедливости. Выше всего в своей жизни Иван Свеча ставит общественные интересы. Об этом открыто говорит воеводе: «Тогда свадьбу совершу я свою, как все Подолье свечами засияет».

Иван Свечка зря боролся за свет, потому что у нас он есть, если, конечно, не произошла авария на линии, или его не выключили в целях экономии. Но вернемся к написанию сочинения. Если пишете произведение «И мирной свечки не заслужит тот, кто эту свечку не возьмет», не отрывайте содержание произведения от исторических обстоятельств. О них лучше рассказать во вступительной части. Если вы этого не сделаете, то тот, кто будет читать ваше творение, не поймет, почему в Киеве появились литовские магнаты и почему ремесленникам не разрешено ночью зажигать свет. Чтобы вам было легче писать свое произведение, используйте цитаты, подтверждающие ваши мысли. Ищите цитаты. Например, стремление к социальной независимости, человеческое достоинство ремесленников высказано в строках: «этому не бывать, чтобы вновь мы как рыбы на замок работали да как кроты сидели без огня!». Когда будете писать сочинение, не забывайте сделать акцент на том, за что идет борьба. В заключении свяжите идейное содержание драмы с современностью. Это будет указывать на ваше неравнодушие. А еще старайтесь выразить свои собственные мысли, свое отношение. Будет хорошо, если вы найдете слова, в которых выражается ваша вера в будущее, что вы с надеждой смотрите туда.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать