Изображение в романе «Айвенго» борьбы англосаксов с норманнами в ХІІ столетии

Цель:   исследовать, какие именно исторические события были положены автором в основу произведения, доказать, что роман «Айвенго» - исторический роман, побуждать учеников к работе с дополнительной литературой; развивать навыки монологической речи, критического мышления, умение отстаивать собственную мысль; воспитывать интерес к событиям далекого прошлого, литературе.

Ожидаемые результаты урока: после этого урока ученики смогут определять главную тему произведения (изображение борьбы англосаксов с норманнами в XII столетии и междоусобиц норманнов), сравнивать персонажи художественного произведения с его историческим прототипом (Ричард І и Черный Рыцарь), найти разницу между писательским и режиссерским видениям идеи произведения, ключевых персонажей, использовать элементы компаративного анализа художественного произведения с его киноверсией, аргументировать собственную мысль, строить монологическое высказывание, обобщать материал в виде таблицы.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: дополнение 19, задача для «Аукциона знаний», план к теме урока, схема «Круга Вена», видеофрагмент «Рыцарский турнир в Ашби».

  • История - это гвоздь,
  • на который я вешаю свою картину.
  • А. Дюма-Отец.

Ход урока.

І. Проверка домашней задачи.

Ученики зачитывают домашнюю творческую задачу - рекламу для туристической фирмы о своем родном городе или выдающихся личностях, которые в нем находились.

Образец: Внимание! Внимание! Совсем дешево! Почти даром! Всего 3 гривны и 30 мин. в маршрутке от Киева - и вы в самом молодом городе Украины - Буча! У нас вы ощутите настоящее дыхание истории! Здесь вы увидите сосны, которые еще помнят творца бессмертного романа «Мастер и Маргарита»! Здесь вы попробуете родниковую воду, которой известный врач Каменский исцелял больных! Здесь вы познакомитесь с нашими современниками, юными и старыми бучанцами и бучаночками, которые любят свою землю, свой город! Приезжайте! Будем рады!

II.        Проверка ранее усвоенных знаний.

1.         Прием «Истинное - ошибочное».

Методика выполнения: на мультимедийной доске - утверждение, ученики в тетрадях ставят знак « + », если согласны с утверждением, если нет - «-».

«Истинное - ошибочное»:

1.         Родина В. Скотта - Ирландия.

2.         В. Скотт стал основателем жанра приключенческого романа.

3.         По образованию В. Скотт - адвокат.

4.         Около 30 лет В. Скотт посвятил литературной деятельности.

5.         Исторический роман - это роман, в котором воспроизводятся важные исторические события, освещаются социальные проблемы определенных исторических эпох, народный быт, обычаи.

6.         В исторических романах в центре внимания писателя - исторические фигуры.

7.         По мнению В. Скотта, движущая сила истории - народ.

8.         Всю свою жизнь писатель был болезненным человеком, но мужественно боролся за здоровье.

2.         Прием «О чем говорят цифры?».

1731? 9? 5? 1792? 30? 4? 28?

III.       Мотивация обучения, сообщение темы, цели, задач урока.

Слово учителя. Роман «Айвенго» было издан в 1819 году. В нем правдиво представлена Англия XII ст. с ее противоречиями между норманнами и англосаксами, феодалами и крестьянами, борьбой за королевскую власть. Даже внешняя политика государства нашла свое отображение в произведении (участие Англии в Третьем крестовом походе). Итак, сегодня на уроке мы с вами будем исследовать, какие исторические события XI-XII ст. были положены в основу произведения. И вдобавок не забывайте, В. Скотта не интересовали исторические знания как таковые - в далеком прошлом он старался найти решение современных ему проблем. Возможно, и нам есть чему поучиться у истории с помощью романа «Айвенго»?

В этой работе нам помогут ученики, которые выполняли дополнительную домашнюю задачу – подбирали материал об исторических событиях, которые являются фоном, на фоне которого разворачиваются судьбы персонажей романа.

IV. Изучение нового учебного материала.

1.         Фронтальная беседа.

•          Какие ваши первые впечатления от знакомства с романом «Айвенго»?

•          В какой стране разворачиваются события произведения? В какую эпоху?

•          Является ли Англия XII ст. целостным и независимым государством?

•          Какие исторические события и фигуры упоминаются в произведении?

2.         «Мозговой штурм».

План:

1.         История англосаксов.

2.         Норманнское завоевание Англии. Вильгельм Завоеватель.

3.         Битва при Гастингсе.

4.         Крестовые походы.

5.         Ричард І Львиное Сердце.

6.         Проблема прототипов в произведении.

Обрабатывая учебный материал, ученики заполняют на уроке таблицу:

Что мне было известно до урока об Англии XII столетия? О чем я узнал на уроке?

Методический комментарий: в классе, где учатся ученики с высоким уровнем познавательной деятельности, дети готовят самостоятельно сообщение, на уроке докладывают о результатах поиска; если же класс характеризуется низким уровнем познавательной деятельности, можно на уроке предложить самостоятельную работу с карточками на 3-5 минут с дальнейшим обязательным отчетом о прочитанном.

Карточка 1 «История англосаксов».

Англосаксы - общее название германских племен англов, саксов, ютов и фризов, которые завоевали Британию в 5-6 ст. Позднее англосаксы, объединившись с датчанами, норвежцами и выходцами из Франции (после Норманнского завоевания Англии 1066 г.), положили начало английской народности.

До середины XI ст. в Англии уже было больше 80-ти городов. Власть короля не была безграничной. Хотя король Англии, богатейший феодал, старался создать централизованную монархию, готовил страну к созданию единой нации.

Карточка 2 «Норманнское завоевание Англии. Вильгельм Завоеватель».

Вильгельм Завоеватель, английский король с 1066 года, походил из Норманнской династии. В 1066 высадился в Англии и, разбив при Гастингсе войско англосаксонского короля Гарольда II, стал английским королем. Установил прямую вассальную зависимость всех феодалов от короля. В 1051 году Вильгельм посетил своего родственника, английского короля Эдуарда, и после этого утверждал, что бездетный Эдуард во время свидания назначил его своим преемником, хотя такое назначение без согласия уитенагемота не имело законной силы. В 1066, когда Эдуард умер и его место занял муж сестры Гарольд II, Вильгельм заявил о своих правах, ссылаясь на родственные связи с Эдуардом и его устное назначение. Планы Вильгельма были поддержаны папой Александром II. Вильгельм собрал войско рыцарей и простых воинов численностью 60 000 и 29 сентября 1066 высадился на английский берег. 14 октября 1066 в битве при Гастингсе он разбил войско Гарольда II и объявил себя королем Англии. Вместе с ним на английскую землю подались сотни норманнских феодалов, беспощадно грабя замки англосаксонцев, насаждая свои порядки, беспощадно угнетая местных крестьян. Вильгельм жестоко подавлял восстания англосаксов против насилия норманнов.

Карточка 3 «Битва при Гастингсе»

Гастингс - город в Великобритании, ныне это небольшой порт, один из самых старых климатических курортов, его каждый год посещает около 3 млн. человек. С 1920 г. в Гастингсе проходят ежегодные международные шахматные турниры.

В 16 км на северо-запад от города, на реке Сенлак, 14 октября 1066 состоялась битва между войском короля англосаксов Гарольда II и войском герцога Нормандии Вильгельма. Битва началась на рассвете атакой норманнского войска. Первые две атаки были успешно отраженны англосаксами. Тогда Вильгельм, который сам бился в первых рядах, решил прибегнуть к ухищрениям: он приказал притворно отступать, чтобы выманить англосаксов из укреплений. План удался, норманны одержали победу.

Карточка 4 «Крестовые походы».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент