Изображение в романе «Айвенго» борьбы англосаксов с норманнами в ХII ст. и междоусобиц норманов

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: познакомить учеников с жизненным и творческим путем Вальтера Скотта (главнейшие события); показать глубокую заинтересованность автора изображением истории родины, раскрыть панораму жизни средневековой Англии в романе «Айвенго»; формировать у учеников умения воспринимать большое по объему произведение целостно, сравнивая изображаемое в романе с реальными историческими событиями; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Оборудование: портреты Вальтер Скотта, фотография памятника В. Скотту в Эдинбурге.

Ход урока.

I. Слово учителя.

(Поскольку произведения В. Скотта изучают только в 7 классе, рассказ о жизненном и творческом пути писателя нужно подать детальнее, чем о других).

Есть в Шотландии, в самом центре Эдинбурга, на Принцесс-Стрит, необыкновенный памятник. Это огромное сооружение состоит из стрелоподобной башни 60-метровой высоты, которая напоминает готические соборы.

Под ее кровлей, на постаменте, к которому ведут ступеньки, - статуя Вальтера Скотта из белого мрамора. Писатель сидит с книгой в руке. Рядом с ним - любимая собака, которая преданно смотрит на хозяина. В нишах башни - фигуры героев книг В. Скотта. Это одна из выдающихся памяток столицы Шотландии. Но жизнь Вальтера Скотта продолжается не в белом мраморе, а в его замечательных произведениях, среди которых «Айвенго» - наилучшее.

Что можно рассказать об авторе славного романа о рыцаре Айвенго, о средневековой Англии, о храбром, бесстрашном короле Ричарде Львиное Сердце и вольных стрелках?

По происхождению Вальтер Скотт - шотландец. Он родился в семье адвоката и с детства был поощрен к чтению. В раннем детстве будущий писатель ознакомился с историей своих дедов и прадедов, с многочисленными легендами, рассказами о героическом прошлом Шотландии и борьбе за ее независимость. Прошлое отчизны вызвало глубокую заинтересованность В. Скотта.

По приказу отца он получил юридическое образование, некоторое время работал секретарем Эдинбургского суда, а потом шерифом одного из округов

Шотландии. Работу он объединял с посещением мест исторических битв, с записыванием старинных баллад, народных песен и легенд. В 1802-1803 гг. Скотт издал три тома «Песен шотландского народа».

  • Какую вы знаете балладу о героическом прошлом шотландцев?
  • Можно ли ее найти в сборнике, изданном В. Скоттом? Первые два тома - это собранные

им народные баллады и песни, в которых изложены мысли и чувства народа, его история. Третий том - это баллады, созданные самим Вальтером Скоттом.

Фольклор стал основным источником его поэтического творчества.

В его поэмах «Песня последнего менестреля», «Поле Ватерлоо», « Гарольд Бесстрашный» и других реальность переплетается с фантастикой, но их своеобразие и значение - в художественном воплощении исторических событий. В. Скотт создал жанр исторической поэмы. Эти поэмы подготовили почву для появления исторических романов.

«Айвенго» - это роман о далеком прошлом, о событиях ХII ст. В стране в настоящее время велась борьба за централизацию королевской власти. В произведении рассказывается о безграничном своеволии феодалов, о преобразовании рыцарских замков на разбойничьи ячейки, бесправие и бедность крестьян. Писатель ярко изображает жестокость прислужников католической церкви, грабительство и насилие рыцарей-крестоносцев.

В «Айвенго», как и в других своих романах, автор подает описание личной жизни героев в контексте исторических событий, рассказывает о необыкновенных приключениях и реальных исторических фактах. Роман В. Скотта оказывает содействие познанию и пониманию истории.

II. Актуализация опорных знаний учеников с использованием приема «Мозаика».

- Сейчас мы с вами попробуем по материалу первых разделов составить панораму средневековой Англии, читая отрывки из романа*, которые воссоздают картину эпохи.

* Текст предоставляется в пересказе Б. Бовиюка.

Для учителя:

  1. «Феодалы, получив чрезмерные привилегии...» - из раздела I.
  2. «Очень непрочным было в то время положение малоимущих дворян...» - из раздела I.
  3. «Завоевание Англии норманським герцогом Вильгельмом...» - из раздела I.
  4. «Почти все без исключения саксонские принцы и саксонская знать были или истреблены, или лишены своего имущества...» - из раздела I.
  5. «Все монархи норманского происхождения отдавали явное преимущество...» - из раздела I.
  6. «Разговаривали исключительно по-нормано-французски...» - из раздела I.

- Итак, мы с вами увидели две силы, которые противопоставлены друг другу:

(саксы) и (норманны).

Коренное население Англии — это (саксы), захватчики — (норманны).

Что является безусловным доказательством угнетения коренного населения, ограничения их самостоятельности? (Закончить предложение, доказывая, что ученики
разбираются в событиях текста:

У них отобран... родной язык).

А можно ли говорить, что английское население становится рядом со знатью в борьбе с общими врагами? Что мы можем сказать о «низшем люде»?

Продолжаем «составление мозаики». (Для учителя:

1.       Описание свинопаса Гурта.

«Медное кольцо на манер собачьего ремеза...» «...прирожденный раб Седрика Сакса» - раздел I).

2.       Описание шута: «Серебряный ошейник».

«Один из тех домашних клоунов и шутов, которых богатые люди держали у себя дома для забавы, чтобы как-то провести время» - раздел I.

3.  «Нам остался только воздух, чтобы дышать, впрочем, и его не отобрали лишь потому, что иначе мы не выполнили бы работу, наваленную на
наши плечи...» - из раздела I.

Это уже протест против угнетения. Но поддержит ли кто-то бедных рабов?

4.  «Дай, Бог, здоровье нашему хозяину Седрику за то, что он заступился за нас, как есть к лицу мужественному воину...» - из раздела I.

  • Какое, кстати, прозвище в романе имеет Седрик и почему? (Сакс).
  • Как вы считаете, а можно ли сложить мысль об отношениях во всем обществе страны, рассматривая отношения между конкретными людьми? Другими словами, целесообразно ли рассматривать мир в увеличительное стекло?.. С этой целью рассмотрим один из эпизодов романа...


II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Работа над текстологическим анализом произведения (фрагмент ужина в доме Седрика Сакса), задача группам.

1)  Кто именно собрался у Седрика Сакса? Почему именно хозяин собрал такую разнообразную компанию? Каким словом можно характеризовать Седрика и как оно его характеризует? (Приближение ненастья, человечность, гостеприимность).

2)   Можно ли сказать, что Седрик такой любезный хозяин, который готов ради гостей уступить своими принципами? (Не больше трех шагов навстречу, «буду разговаривать с вами моим родным языком», отношение к леди Ровене и защита девушки от посторонних невежливых взглядов, защита родного языка).

3)  Уважает ли Седрик человеческое достоинство других так же, как собственное?

а) (Угроза свинопасу и шуту: «Кто же осмелился так покалечить собаку, которая принадлежала моему рабу?» Седрик — прежде всего хозяин, а потому человек).

б) («Очень вероятно, что учитывая ту причину, которая побуждала Седрика приютить под своей крышей потомка пренебреженного народа, он настоял бы и на том, чтобы челядь повела себя с Исааком радушнее, но именно в это время аббат начал настолько интересный разговор о породах и привычках своих любимых псов, что Седрик не перебил бы его даже при случае значительно более важного дела, чем вопрос о том, пойдет ли еврей
спать без ужина»).

4)  С уважением ли гости относятся к дому, в котором находятся?  Ведут ли они себя согласно своему званию? (Спорят о впечатлении от красоты леди Ровены, заключив пари; аббат любит выпить, Бриан де Буагильбер выхваляется храбростью рыцарей своего ордена, замалчивая подвиги англичан).

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector