x x
menu

Изображение осенних картин и передача настроения в поэзии

Цели урока

Продолжение работы над формированием навыков анализа лирического текста.

Соотнесение словесного и зрительного образов природы.

Закрепление представлений учащихся о теме художественного произведения.

4. Формирование навыков художественного описания Картин природы в сочинениях.

Материал для чтения

И. А. Бунин «Листопад».

Оборудование уроков

Картины И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень».

Рисунки детей об осени.

Таблица «Словарь настроений».

1. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение учащимися стихотворения В. Д. Берестова «А дальше, ребята, урок листопада...»

(Ребята читают стихотворение наизусть группами и по одному, варианты чтения обсуждаются.)

2. Работа с детскими рисунками

(Учитель предлагает детям нарисованные дома рисунки подписать строчками из текста стихотворения. Затем дети прикрепляют свой рисунок к магнитной доске и кратко сообщают, почему они выбрали такие стихотворные строчки для его названия.)

П. Работа над новым материалом

1. Беседа с учащимися по картинам русских художников

И. И. Левитана и И. С. Остроухова

С одноименным названием «Золотая осень»

Беседа проводится в соотнесении с личными впечатлениями детей от осенней прогулки.

Учитель. Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов.

Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название «Золотая осень».

Рассмотрите эти картины и ответьте на вопросы, записанные на доске:

Одинаковую ли осеннюю пору изобразили художники на своих картинах?

Почему картины так называются?

Какая картина вам больше понравилась? Почему?

Чем они отличаются?

Что из увиденного художником наблюдали и вы во время осенней прогулки?

С какими чувствами художники писали свои картины? Выберите из таблицы «Словарь настроений» слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать?

Сумели ли художники передать вам свое настроение?

8. Хотели бы вы еще раз побывать в осеннем лесу? (После рассмотрения картин ребята обмениваются свои Ми мнениями.)

2. Знакомство учащихся с содержанием стихотворения

Учитель. Сейчас мы будем читать еще одно стихотворение об осени. Написал его Иван Алексеевич Бунин. Прослушайте текст и определите, какие чувства выразил в нем автор.

(Учитель читает стихотворение.)

3. Беседа по содержанию стихотворения

(Ребята обмениваются впечатлениями по вопросам учителя:

Какое настроение выражено автором?

Чем восхищается автор?)

4. Чтение стихотворения с анализом

Учитель. А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.

1я часть

Учитель. Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам?

(Выясняется значение слов: лиловый, багряный, лазурь и др.)

Учитель. А теперь давайте найдем в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины.

(Дети находят «рисующие» слова.)

Учитель. А как вы понимаете выражение: лес «стоит» «веселой, пестрою стеной»?

Дети. — Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

В картине Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, и он тоже похож на стену.

А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны, с поляны:

«Стоит над светлою поляной».

Учитель. Найдем другие «рисующие» слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.

Дети. — Желтые березы, у них листочки резные и блестящие, мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Желтый цвет берез очень красиво сочетается с голубизной неба. На странице 46 есть такая картинка, и мы видим, какое это чудо:

«Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой...»

— Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными Вышками, они не меняют цвет осенью и четко выделяются На золотом фоне берез:

«Как вышки, елочки темнеют».

— А я увидел очень похожие картины у Бунина и Остро Ухова. Я могу их прочесть:

«А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца...» И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов.

— Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну И ту же картину, словно договорились...

Учитель. Нет, они не договаривались. Просто красивое в природе привлекает любого человека, мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

2я часть Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Дети. — Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

«Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра».

А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

Это последний мотылек, уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

«И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом...»

— День солнечный, яркий:

«Сегодня так светло кругом...»

Учитель. А теперь прочитайте последнее четверостишие. Какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

Ученик. Он услышал «мертвую» тишину: «...такое мертвое молчанье...»

Учитель. А разве тишину можно услышать?

Ученица. Можно. Вы нам тоже иногда говорите: «Давайте послушаем тишину».

Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она — «мертвая»?

Дети. — Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине».

— А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

«...Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье».

Учитель. А можете ли вы услышать эти звуки в стихотворении? Вспомните, в первом классе мы с вами говорили о том, что авторы могут использовать звуковые средства для описания картин в художественных текстах. Встречаются ли они в этом четверостишии?

Дети. — Да, здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

«молчанье» — [ч];

«вышине» — [ш];

«можно» — [ж];

«тишине» — [ш];

«расслышать» — [ш];

«шуршанье» — [ш].

5. Наблюдение цветовой гаммы изображения осеннего пейзажа на картинах и в стихотворении

Учитель. А теперь еще раз посмотрите на картины: какие цвета использовали в них художники? Какие цвета здесь преобладают?

(Ребята описывают картины.)

Учитель. Давайте посмотрим, какую богатую цветовую гамму использует Бунин в изображении осенних картин.

(Ребята находят:

«лиловый»;

«золотой;

«багряный»;

желтый — «желтою резьбой»;

голубой — «в лазури голубой»;

синий — «в синей вышине»;

серебристый — «как сеть из серебра»;

белый — «белый лепесток».

6. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта

Учитель. А теперь давайте посмотрим, в каких словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как мы должны их прочитать.

(Ребята самостоятельно с карандашом в руках перечитывают текст и определяют чувства автора, а также слова и выражения, с помощью которых он о них рассказывает.

Чтобы палитра чувств, названная детьми, была более богатой и разнообразной, учитель отсылает их к таблице «Словарь настроений». В результате проделанной работы дети «вычитали» из текста следующие настроения автора.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно 70-е годы – проза Германии Пример HTML-страницы Пример HTML-страницы Важнейшим результатом политизации в 60-е годы, несомненно, было становление демократических Урок – «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады Пример HTML-страницы Пример HTML-страницы Перед изучением «Светланы» нужно повторить определение и характерные признаки жанра Путь к новым решениям Пример HTML-страницы Пример HTML-страницы Советская литература, отображенные в ней идейные позиции и конфликты, обусловленные Обсуждение вопроса «Можно ли дать истории Ю. Ф. Ярмыша название «Вежливый Клен»?» Пример HTML-страницы Пример HTML-страницы (Для того чтобы ответы детей были более целенаправленными, учитель предлагает Лермонтов и Мартынов Пример HTML-страницы Пример HTML-страницы Нет надобности доказывать, насколько была политизирована вся наша жизнь на Лермонтов и Кавказ – понятия неразделимые Пример HTML-страницы Пример HTML-страницы "Есть поэты, которых нельзя не любить, — и есть поэты, Поиск: Добро пожаловать!

Здесь выложена коллекция школьных сочинений и конспектов уроков. Школьные сочинения по русской литературе для учащихся школ. Есть разделы свободные темы, а так же по программам русской и зарубежной литературы.

Последние работы

  • Почему дружба Онегина и Ленского привела к трагической развязке?
  • Анализ стихотворения Н. Н. Асеева “Дом”
  • Анализ повести «Деньги для Марии»
  • Краткое содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (А. С. Пушкин)
  • Анализ романа-эпопеи война и мир л.н толстого, анализ романа-эпопеи война и мир, фейн г н анализ романа-эпопеи война и мир том 2, история создания романа война и мир, патриотическая тема в романе толстого война и мир, отношение толстого к войне в романе война и мир, смысл книги война и мир, какие темы поднимаются в войне и мире

Рубрики

  • Анализ произведений (4)
  • Зарубежная литература (2,207)
    • Домашние сочинения. 6 класс (285)
    • Литературные задания. 8 класс (214)
    • Написания сочинений. 9 класс (392)
    • Образцы сочинений. 10 класс (185)
    • Школьные задания. 7 класс (191)
    • Школьные описания. 5 класс (175)
    • Школьные сочинения 12 класс (253)
    • Школьные сочинения. 11 класс (234)
  • Как написать сочинение (22)
  • Литература (1)
  • Русская литература (3,737)
    • Древнерусская литература и народное творчество (313)
    • Заметки и сочинения для шестого класса (841)
    • Контрольные задания для седьмого класса (266)
    • Образцы школьных работ для двенадцатого класса (374)
    • Очерки, публикации и темы для пятого класса (683)
    • Произведения для десятых и одиннадцатых классов (416)
    • Сочинения для девятых и восьмых классов (421)
    • Сочинения для младших классов. 1- 4 класс (221)
  • Сочинение-рассуждение (6)
  • Сочинения на свободную тему (1,513)
    • Сочинение на тему – Мой жизненный опыт (184)
    • Сочинение на тему моего детства и семьи (259)
    • Сочинение на темы описания природы (199)
    • Сочинения моих размышлений и раздумий (118)
    • Сочинения на моральные и этические темы (46)
    • Тема личности и места в обществе человека (67)
    • Темы сочинений о Великой Отечественной Войне (75)
    • Эпиграфы, планы для заданий по литературе (230)
  • Сочинения на темы произведений великих писателей (3,696)
    • Главная тема произведений А. П. Чехова (246)
    • М. Ю. Лермонтов: творец русской литературы (207)
    • Образцы творческих работ по украинской литературе (537)
    • Проза, поэзия и лирика. А. С. Пушкин (403)
    • Пьеса как совершенство. А. С. Грибоедов (254)
    • Сочинение-доклад о биографии писателей (247)
    • Творчество и произведения Д. И. Фонвизина (285)
    • Творчество Л. Н. Толстого — литературное наследие (171)
    • Хрестоматия и теория русской литературы (258)
  • Сочинения по картинам (4)
  • Статьи (72)
  • Сценарии (9)

© 2022 Школьный ассистент /* */ Adblock detector

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

радостное радужное

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

светлое спокойное

умиротворенное нежное

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом. Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

7. Выразительное чтение стихотворения

Учитель. А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.

(Дети читают стихотворение, отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендации и советы друг ДРУгу.)

8. Определение главной мысли стихотворения, подбор заглавия

Учитель. А теперь скажите мне, о чем это стихотворение?

Дети. — Об осени...

О красоте осенней природы.

О чувствах от увиденной красоты.

Учитель. А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

Дети. — Чтобы обратить наше внимание на красоту природы.

Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.

Чтобы выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние.

И свою любовь к природе.

Учитель. Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено ли в этом названии основное содер

жание, то есть основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение.

Дети. — Я думаю, что нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «Расслышать листика шуршанье», а во всем стихотворении говорится о красочных картинах осени.

А я считаю, что соответствует. Я понял, что это название подразумевает не само явление листопада, какое мы видели в стихотворении Берестова, когда листья облетают с деревьев, а именно эту пору осени — пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.

А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не все произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада.

Учитель. Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту.

(Ребята придумывают названия: «Осень», «Осенние картины», «Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние настроения» и др.)

(Учитель записывает эти названия на доске.)

Ввиду того, что в придуманных детьми заглавиях тема осени отражена «неоднозначно, в одних широко («Осень», «Осенний день»), а в других — более узко («Звуки осени»), следует воспользоваться случаем и обратить на это внимание учащихся и конкретизировать понятие темы, т. к. эти знания пригодятся вскоре при написании сочинений.

Учитель. Всеми этими заглавиями можно выразить тему данного стихотворения? Подумайте. Дети. — Да, всеми.

— В стихотворении говорится об этом.

Учитель. Я с вами согласна, но среди этих заглавий есть такие, которые отражают тему осени широко, обращается внимание на несколько картин, а другие ограничивают изображение отдельных, конкретных деталей. Например, как вы думаете, какое из этих двух заглавий более точно раскроет тему данного текста: «Осенний день» или «Звуки осени»?

Дети. — Я думаю, больше подходит «Осенний день», потому что в содержании нарисованы сразу несколько картин.

А «Звуки осени» подойдет только к последнему четверостишию.

Ведь стихотворение не только о звуках, а и о красках осени, и о лесе, о мотыльке.

Учитель. Молодцы. Дома подготовьте выразительное чтение стихотворения, по желанию выучите его наизусть. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать