Изображение осенних картин и передача настроения в поэзии

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цели урока

Продолжение работы над формированием навыков анализа лирического текста.

Соотнесение словесного и зрительного образов природы.

Закрепление представлений учащихся о теме художественного произведения.

4. Формирование навыков художественного описания
Картин природы в сочинениях.

Материал для чтения

И. А. Бунин «Листопад».

Оборудование уроков

Картины И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень».

Рисунки детей об осени.

Таблица «Словарь настроений».

1. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение учащимися стихотворения В. Д. Берестова «А дальше, ребята, урок листопада...»

(Ребята читают стихотворение наизусть группами и по одному, варианты чтения обсуждаются.)

2. Работа с детскими рисунками

(Учитель предлагает детям нарисованные дома рисунки подписать строчками из текста стихотворения. Затем дети прикрепляют свой рисунок к магнитной доске и кратко сообщают, почему они выбрали такие стихотворные строчки для его названия.)

П. Работа над новым материалом

1. Беседа с учащимися по картинам русских художников

И. И. Левитана и И. С. Остроухова

С одноименным названием «Золотая осень»

Беседа проводится в соотнесении с личными впечатлениями детей от осенней прогулки.

Учитель. Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов.

Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название «Золотая осень».

Рассмотрите эти картины и ответьте на вопросы, записанные на доске:

Одинаковую ли осеннюю пору изобразили художники на своих картинах?

Почему картины так называются?

Какая картина вам больше понравилась? Почему?

Чем они отличаются?

Что из увиденного художником наблюдали и вы во время осенней прогулки?

С какими чувствами художники писали свои картины? Выберите из таблицы «Словарь настроений» слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать?

Сумели ли художники передать вам свое настроение?

8. Хотели бы вы еще раз побывать в осеннем лесу?
(После рассмотрения картин ребята обмениваются свои
Ми мнениями.)

2. Знакомство учащихся с содержанием стихотворения

Учитель. Сейчас мы будем читать еще одно стихотворение об осени. Написал его Иван Алексеевич Бунин. Прослушайте текст и определите, какие чувства выразил в нем автор.

(Учитель читает стихотворение.)

3. Беседа по содержанию стихотворения

(Ребята обмениваются впечатлениями по вопросам учителя:

Какое настроение выражено автором?

Чем восхищается автор?)

4. Чтение стихотворения с анализом

Учитель. А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.

1я часть

Учитель. Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам?

(Выясняется значение слов: лиловый, багряный, лазурь и др.)

Учитель. А теперь давайте найдем в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины.

(Дети находят «рисующие» слова.)

Учитель. А как вы понимаете выражение: лес «стоит» «веселой, пестрою стеной»?

Дети. — Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

    В картине Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, и он тоже похож на стену.

    А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны, с поляны:

«Стоит над светлою поляной».

Учитель. Найдем другие «рисующие» слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.

Дети. — Желтые березы, у них листочки резные и блестящие, мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Желтый цвет берез очень красиво сочетается с голубизной неба. На странице 46 есть такая картинка, и мы видим, какое это чудо:

«Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой...»

— Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными
Вышками, они не меняют цвет осенью и четко выделяются
На золотом фоне берез:

«Как вышки, елочки темнеют».

— А я увидел очень похожие картины у Бунина и Остро
Ухова. Я могу их прочесть:

«А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца...» И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов.

— Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну
И ту же картину, словно договорились...

Учитель. Нет, они не договаривались. Просто красивое в природе привлекает любого человека, мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

2я часть Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Дети. — Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

«Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра».

    А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

    Это последний мотылек, уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

«И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом...»

— День солнечный, яркий:

«Сегодня так светло кругом...»

Учитель. А теперь прочитайте последнее четверостишие. Какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

Ученик. Он услышал «мертвую» тишину: «...такое мертвое молчанье...»

Учитель. А разве тишину можно услышать?

Ученица. Можно. Вы нам тоже иногда говорите: «Давайте послушаем тишину».

Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она — «мертвая»?

Дети. — Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине».

— А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

«...Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье».

Учитель. А можете ли вы услышать эти звуки в стихотворении? Вспомните, в первом классе мы с вами говорили о том, что авторы могут использовать звуковые средства для описания картин в художественных текстах. Встречаются ли они в этом четверостишии?

Дети. — Да, здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

«молчанье» — [ч];

«вышине» — [ш];

«можно» — [ж];

«тишине» — [ш];

«расслышать» — [ш];

«шуршанье» — [ш].

5. Наблюдение цветовой гаммы изображения осеннего пейзажа на картинах и в стихотворении

Учитель. А теперь еще раз посмотрите на картины: какие цвета использовали в них художники? Какие цвета здесь преобладают?

(Ребята описывают картины.)

Учитель. Давайте посмотрим, какую богатую цветовую гамму использует Бунин в изображении осенних картин.

(Ребята находят:

«лиловый»;

«золотой;

«багряный»;

желтый — «желтою резьбой»;

голубой — «в лазури голубой»;

синий — «в синей вышине»;

серебристый — «как сеть из серебра»;

белый — «белый лепесток».

6. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта

Учитель. А теперь давайте посмотрим, в каких словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как мы должны их прочитать.

(Ребята самостоятельно с карандашом в руках перечитывают текст и определяют чувства автора, а также слова и выражения, с помощью которых он о них рассказывает.

Чтобы палитра чувств, названная детьми, была более богатой и разнообразной, учитель отсылает их к таблице «Словарь настроений». В результате проделанной работы дети «вычитали» из текста следующие настроения автора.)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

радостное радужное

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector