x x
menu

История создания драм «Гроза» и «Бесприданница»

Александр Николаевич Островский (1823- 1886) вошел в историю русской литературы и искусства как основатель русского национального театра. «Колумб Замоскворечья» - этот почетный титул принадлежит драматургу по праву. В Замоскворечье - старом купеческом и чиновничье-мещанском районе Москвы - родился и прожил большую часть своей жизни Островский. Его родители происходили из духовного сословия. Мать рано умерла, воспитанием мальчика занималась мачеха, которая дала ему прекрасное домашнее образование. Отец служил по судебному ведомству.

После окончания гимназии Островский поступил в Московский университет на юридический факультет, но после второго курса оставил учебу, определился на службу в Московский совестный суд, а все свободное время отдавал сочинительству. (Первые его драматические опыты относятся к годам учебы.

) В 1849 году была написана пьеса «Банкрот» («Свои люди - сочтемся!»), которая показала, что в русское драматическое искусство пришел подлинный, большой художник. Один из просвещеннейших людей своего времени, писатель, князь В.

Ф. Одоевский, так оценил комедию: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор»; на «Банкроте» я поставил нумер четвертый». Подумайте, почему Одоевский все четыре пьесы, которым авторы дали жанровое определение комедия, назвал трагедиями? Пьеса, опубликованная в 1850 году в журнале «Москвитянин», сделала Островского известным всей читающей России, однако постановка ее осуществилась лишь 9 лет спустя. Сам Островский говорил о себе, что всю жизнь «работал как вол». И это действительно так: перу драматурга принадлежит 50 оригинальных и 22 переводных (среди них Шекспир, Сервантес, Гольдони) пьес. Такой «трудовой героизм» отчасти был вызван материальным положением Островского - кормильца большой семьи, кроме того, он никогда не отказывал в помощи, кто бы к нему ни обратился.

Творческая судьба драматурга сложилась в общем-то вполне удачно. Большинство его пьес, почти сразу после написания ставились на сцене Малого театра в Москве, где в то время блистала целая плеяда выдающихся актеров.

Островский также вел обширную общественную деятельность, основал «Литературныйфонд» и «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов». В дальнейшей судьбе творческого наследия Островского примечательны два факта.

Первый: его пьесы, написанные более века назад, до сих пор в репертуаре многих российских театров. И второй: Островского в отличие от Чехова, чья драматургия не только завоевала весь мир, но и повлияла на развитие театрального процесса в XX веке, почти не ставят на Западе. В чем же здесь дело? Возможно, причина в специфичности Островского как Русского национального драматурга.

Его творчество так глубоко уходит корнями в русский дух, русскую национальную стихию (русский Менталитет), Что много в пьесах Островского просто Непереводимо (в широком значении этого слова). У Островского часто сама Речь героев - Почти Самостоятельный объект изображения. Вот первые Страницы пьесы «Свои люди - сочтемся!». Одни фамилии действующих лиц чего стоят: Самсон Силыч БОЛЬШОЕ, купец; Олимпиада Самсоновна (Липочка), его дочь; Лазарь Елизарыч Подхалюзин, приказчик; Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий. (Все имена - «говорящие», их носители раскрывают свои характеристики по ходу действия.) А вот диалог Липочки с матерью: «Аграфена Кондратьевна.

Эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушка! Липочка.

Да, вам житья нет! Воображаю! А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху?

Чем не бесподобная партия? Чем не капи-дон? Что вы нашли в нем легковерного? Аграфена Кондратьевна. А то и легковерного, что зубоскал. Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся.

Эка невидаль! Липочка. ...Известно, он благородный человек, так и действует по-деликатному. В ихнем кругу все так делают...

Он ведь не купчишка какой-нибудь. Душка, милашка!

Аграфена Кондратьевна. Да, хорош душка! Скажите пожалуйста! Жалко, что не отдали тебя за шута горохового». Не только купеческое сословие, впервые выведенное на сцену Островским, населяет его пьесы, но и дворяне, чиновники, мелкий торговый люд, дельцы разного калибра и масштаба, т. е. вся современная драматургу Россия.

Не выходя за рамки Семейно-бытового конфликта, Сосредоточась на Нравственной Проблематике, Островский обнажает Социальное лицо Жизни (только ли тогдашней?). В семье, как в капле воды, отражается вся сложность, неустроенность, непутевость русской жизни.

Может быть, именно поэтому мы до сих пор с таким интересом смотрим пьесы Островского, узнавая порой себя в их героях. Пьесы «Гроза» и «Бесприданница», о которых у нас пойдет речь, занимают значительное место в драматургии Островского. «Гроза» (1859) считается вершиной предреформенного периода творчества драматурга, «Бесприданница» - шедевр позднего Островского. Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра с Л.

П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины, месяц спустя пьеса была показана в Александрийском театре Петербурга. В дальнейшем Катерину играли такие прославленные русские актрисы, как Г.

Н. Федотова, П. А. Стрепетова, М. Н.

Ермолова. Пьеса была принята горячо, вызвав жаркую полемику. Каждый социальный лагерь трактовал конфликт пьесы по-своему.

Подумайте, почему пьеса вызвала разноречивые, порой полярные мнения, никого, однако, не оставив равнодушным? Образное выражение Добролюбова о Катерине «луч света в темном царстве» стало настолько избитым, что иначе, как с иронией, восприниматься не может.

Какой образ-символ, соответствующий фигуре главной героини, могли бы предложить вы? Прочитайте афишу «Грозы». Подумайте, по каким признакам (и почему именно этим) характеризуются действующие лица? Пьесу «Бесприданница» Островский начал еще в 1874 году, закончил же только в 1878-м. Такой продолжительный срок работы над вещью, вообще не характерный для драматурга, дает повод думать, что в этой пьесе Островский в художественной форме воплотил свои размышления о новой, стремительно изменяющейся действительности русской жизни. Сам Островский считал «Бесприданницу» одним из наиболее удачных своих созданий, признавалось это и окружением драматурга: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений». Премьера «Бесприданницы» состоялась 10 ноября 1878 года в Малом театре, Ларису играла Г.

Н. Федотова. Авторы рецензий, вскоре появившихся в печати, были почти единодушны: по их мнению, пьеса потерпела полнейший, несомненный и даже окончательный провал. Постановка пьесы в Александрийском театре Петербурга месяц спустя имела едва ли больший успех. «Драматург утомил всю публику, вплоть до самых наивных зрителей, ибо публика явно переросла те зрелища, какие предлагает ей Островский», - писал популярный беллетрист того времени П.

Боборыкин. Его вывод о пьесе в целом уничижителен: «Избитый сюжет, знакомые (по другим пьесам Островского) фигуры, все тонет в ненужных разговорах и несносных длиннотах». Автор рецензии в газете «Голос» сетовал на то, что «Островский игнорирует сильные, героические характеры... В его новых пьесах нравственная личность персонажей падает все ниже и ниже...» Подобные отзывы не могут не вызвать удивления у современного читателя. Почему «Бесприданница», одна из самых знаменитых пьес Островского, в которой блистали такие знаменитые русские актрисы, как М. Н.

Ермолова, М. Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская, М. И.

Бабанова, встретила непонимание современников? По-видимому, дело здесь в том, что Островский, как подлинный художник, смотрел в глубь своего времени, видя те изменения в русской жизни, которые еще не были заметны большинству. Если в «Грозе» в образе Катерины гибла душа русской патриархальной старины, то в «Бесприданнице» нежную, возвышенную, поэтичную, действительно Бесподобную (т.

е. не имеющую подобий, повторений) Ларису убивал дух торгашества. Важен и еще один момент. Настоящая жизнь «Бесприданницы» началась в 1896 году, когда Ларису сыграла Вера Федоровна Комиссаржевская. С момента создания пьесы прошло 18 лет, наступила другая эпоха - рубеж веков: ломка устоявшихся мировоззрений, переоценка ценностей, новые веяния в литературе и искусстве. И то, что Островский увидел еще в 1878 году и написал в своей Ларисе (хрупкость, поэтичность - да, но и надломленность, двойственность характера), смогла понять Комиссаржевская, хотя она и говорила, что играет Свою Ларису, а не героиню Островского. «Островский в Ларисе рисует Образ девушки, Не имеющей себе подобий, Бесподобной.

Стремления и вожделения окружающих ее людей направлены к тому именно, чтобы Уподобить Ее другим женщинам, Навязать Ей образ жизни, чуждый ее желаниям, но зато соответствующий реальным законам окружающего ее мира». (Б. Костелянц) Лариса не может и не хочет подчиняться этим законам, поэтому пьеса, начинающаяся с «болтовни в кофейной», заканчивается катастрофой, но душа Ларисы отлетает очищенной и просветленной страданием, всех простившей и благословившей - жизнь.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать