Произведения А. Н. Радищева появились в печати с некоторым запозданием. В 1807-1811 гг. его сыновьями и почитателями было выпущено «Собрание оставшихся сочинений покойного Александра Николаевича Радищева». Хотя здесь, по вполне понятным причинам не могло быть напечатано «Путешествие из Петербурга в Москву», тем не менее читатель получил возможность познакомиться с большей частью произведений писателя, трагическая судьба которого была известна. В собрании сочинений были помещены ранние произведения Радищева «Житие Федора Васильевича Ушакова» и «Дневник одной недели», созданный в ссылке философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» и написанное в последние годы жизни сочинение «Памятник дактилохореическому витязю» (1801 - 1802).

Первый том сочинений составляли поэтические произведения Радищева, созданные большей частью в последние годы его жизни это были три неоконченные поэмы и несколько лирических стихотворений. Произведения Радищева еще до их опубликования стали в той или иной мере известны в кругу передовых поэтов начала века (среди которых были и сыновья Радищева - Николай и Василий), и это дает нам право рассматривать эти произведения применительно к годам их создания.

Поэзия Радищева, тесно связанная с проблематикой русской литературы на рубеже нового века, внесла оригинальные начала в русский стихотворный эпос и лирику и оказалась враждебной ка-рамзинским традициям. Поэмы Радищева глубоко различны по своим жанровым особенностям, но внутренне едины по идейной направленности. Внимательный читатель мог узнать в них автора революционной книги, изъятой из обращения.

Поэма «Песнь историческая» (1795-1796) представляет собой широко задуманный обзор мировой истории в свете определенной политической идеи - несовместимости народной свободы и монархии. На примерах из истории Востока, Древней Греции и Рима (на этом поэма была прервана) Радищев стремился показать, что смена монархов есть только замена одного тирана другим и что надежды на «доброго» царя, на получение свободы из рук самодержца тщетны. Поэма таила в своей основе революционные идеи оды «Вольность» и «Путешествия из Петербурга в Москву». Это было произведение политической поэзии, резко выделявшееся среди потока сентиментально-лирических «безделок» или казенно-патриотических од и поэм в стиле классицизма.

К «Песни исторической» близка в своем политическом и историко-героическом пафосе последняя поэма Радищева - «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам» (1801 -1802), но она своеобразна по художественному замыслу и стилю. Радищев хотел создать героическую поэму об исторических судьбах русского и других славянских народов. В первой песни певец Всеглас рассказывает о борьбе древних новгородцев за свою национальную независимость против напавших на них кельтских племен. Песнь заканчивается «пророческим словом» о том, как «поздние потомки» преславного народа «все преграды, все оплоты сокрушат рукою сильной».

Историческая тема получила у Радищева современное политическое звучание. Поэма полна ненависти к поработителям, любви к родине и пафоса свободы. Поэт верит в русский народ и хочет понять и раскрыть народный характер. Своим вдохновителем Радищев избирает Бояна, образ которого возник на страницах опубликованного в 1800 г. «Слова о полку Игореве». Не увлекаясь прямыми заимствованиями из этого памятника, Радищев стремится творчески воссоздать дух и стиль древнерусской поэзии.

Стремление к синтезу различных стилистических элементов, подчиненному задаче создания высокого стиля средствами русского литературного языка своей эпохи, решительно отличало Радищева от современных ему реакционных «классиков», пытавшихся реставрировать «старый слог». Новаторской была поэма Радищева и в ее метрической форме. Автор следует своему убеждению, что в русской эпической поэме «удачно будет» смешение «в одном сочинении разного рода стихов» (замечание Радищева в связи с его ранней неоконченной поэмой «Творение мира», 1779-1782). В «Песнях, петых на состязаниях...» сочетаются пять стихотворных размеров: разностопный ямб, четырехстопный хорей, двустопный хорей, двустопный амфибрахий (размер, не употреблявшийся в русской поэзии того времени), гекзаметр. Это придает разнообразие и выразительность ритмике поэмы.

В те же годы Радищев работает и над своей третьей поэмой, отличной по жанру от предыдущих,- «Бова. (Повесть богатырская стихами)» (1799-1802). Сказочно-богатырская поэма возникла из потребности обновить и оживить содержание и форму эпической поэзии путем обращения к народным источникам. Но, в той или иной мере овладевая элементами народнопоэтической формы, дворянские поэты не могли усвоить и передать содержание народной поэзии («Илья Муромец» Н. М. Карамзина, «Добрыня, богатырская песнь» Н. А. Львова, «Бахариана, или Неизвестный» М. М. Хераскова) В «Бове» Радищев приблизился к пониманию самого духа народной сатирической сказки, скрывающей подчас за шутливой формой очень острые в социальном отношении идеи. Поэма полна политических намеков, направленных против дворянства и самодержавной власти. Творчески разрабатывая сюжет народно-книжной сказки о Бове, Радищев не становится на путь стилизации и в метрико-стилистиче-ской форме поэмы. Поэт не отказывается от использования народно-фольклорных слов и выражений (рытый бархат, горючие слезы, кручина). Но основной стилистический принцип «Боны» - контрастное смешение «высокого» и «низкого» в лексике и фразеологии: вещает и рядом завыв, космы и здесь же по раменам и т. д. «Бову», как и «Песнь историческую», Радищев пишет четырехстопным безрифменным хореем, выступая тем самым против сложившейся традиции, которую он образно определил так: «Парнас окружен ямбами, и рифмы стоят везде на карауле» (глава «Тверь» из «Путешествия из Петербурга в Москву»). Политически смелая, поэма «Бова» содержит полемику с сентименталистами, с их слезливой и нежной «чувствительностью», с Карамзиным и его пониманием жанра сказочно-богатырской поэмы.

От поэм Радищева открывался путь к эпической поэзии декабристов и А. С. Пушкина. Через опыт своей ранней неоконченной поэмы «Бова», непосредственно связанной с одноименной поэмой Радищева, Пушкин приходит к замыслу сказочно-исторической поэмы «Руслан и Людмила», являющейся блестящим, оригинальным решением задач, стоявших и перед Радищевым. Поэма «Песни, петые на состязаниях...», проникнутая патриотизмом и вольнолюбием, осмысливающая тему борьбы за национальную свободу, обогащающая стиль народно-историческими элементами, обнаруживает черты, которые в дальнейшем найдут развитие в поэзии революционного романтизма.

Лирика Радищева существенным образом отличается от абстрагированной лирической поэзии классицизма своим конкретно-личным характером. В лирических произведениях Радищева перед читателем выступает цельная, глубоко мыслящая и сильно чувствующая человеческая личность. В стихотворении, написанном по дороге в ссылку («Ты хочешь знать: кто? что я? куда я еду?..», 1791), поэт, задумываясь над вопросом: кто он и что он,- отвечает:

  • Я тот же, что и был и буду весь мой век.
  • Не скот, не дерево, не раб, но человек

Гордое сознание человека окрашивает всю лирику Радищева. Но этот человек - не замкнутая в своем внутреннем мире личность, склонная к меланхолии, а носитель смелой, передовой, революционной мысли, личность, живущая интересами человечества. Написанное элегическими дистихами (сочетание гекзаметра с пентаметром), стихотворение «Осьмнадцатое столетие» (1801 -1802) восхваляет минувший век, освященный борьбой народов за свободу, и выражает надежду на дальнейшие успехи гражданственности, вольности, истины.