Герман Гессе (Хессе, 1877— 1962) — один из крупнейших мастеров интеллектуально-философской прозы

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Он опубликовал свои первые книги в 1899 г. Вскоре появился его первый роман — «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» (1901) — неоромантическое произведение, в котором эстет, романтическая личность противопоставляется миру обывателей. Произведение строилось как сочетание прозы, стихов, дневника героя. Известность приходит к писателю после выхода в свет второго романа — «Петер Каменцинд» (1901), где на автобиографическом материале раскрывается тема стремления человека к цельности и совершенству. Проблеме противостояния таланта и буржуазного мира посвящена повесть «Под колесом» (1906). Это произведение создано в реалистической манере, в которой угадывается влияние любимого писателем Г.

Келлера. Сатирически показан дух школы-казармы. Герой повести, юноша Ганс Гибенрат, под влиянием друга Гейльнера, бунтаря и поэтической натуры, бежавшего из семинарии, начинает осознавать все бездушие обывательского уклада жизни, но сил для протеста у него нет: возвращаясь с первой в жизни попойки, он, преднамеренно или по воле нелепого случая, тонет в реке. Важным этапом в жизни Гессе стало его путешествие в Индию в 1911 г. Индийская тема, размышления над идеями буддизма присутствуют в его путевых записках «Из Индии» (1913), философской повести «Сиддхарта» (1922). Первая мировая война укрепила писателя на позициях пацифизма.

Всю оставшуюся жизнь он прожил в Швейцарии, которую почти не затронули катастрофические события мировых войн. Пройдя курс лечения психоанализом у К. Г. Юнга, Гессе увлекся идеями юнгианской «глубинной психологии», которые в большой мере присутствуют в разработанной писателем концепции «пути внутрь» как способе преодолеть противоречия жизни и через обращение к первоначалам подняться на более высокую ступень совершенства. В его произведениях усложняется композиция, расширяется использование символов, сновидческих и мистических образов. Поворотным стал роман «Демиан» (1919), вышедший под псевдонимом Эмиль Синклер, от имени которого ведется повествование.

Синклер, осознавший противоречие между показной нравственностью и реальной пошлостью окружающих его обывателей, тянется к Демиану, идущему по пути поисков истины. Кажется, что это путь изгоя, отмеченного «каиновой печатью».

Но, по мысли автора, именно таким одиночкам дано предугадать пути к будущему, в котором «отцовский» принцип жестких законов сменится «материнским» принципом любви и единения. Постепенно образы Синклера и Демиана сливаются. Несмотря на сложность стиля, роман стал культовым для молодого поколения.

Т. Манн сравнивал впечатление, произведенное им, с тем воздействием, которое произвел роман Гёте «Страдания юного Вертера» на молодых людей конца XVIII в. Одно из наиболее значительных произведений Гессе — философский роман «Степной волк» (1927). Его герой— интеллигент, пацифист Гарри Галлер становится одиночкой, «степным волком», живущим вне «стада» обывателей.

Гессе необычайно усложняет повествование, вводя в него мотив игры: кульминационные события, утрачивая реальность, разворачиваются в некоем «магическом театре», мистическое и веселое сливаются. «Бессмертные», среди которых Гёте и Моцарт, помогают Галлеру преодолеть одиночество и вернуться к людям. Близкие мотивы, образы, приемы, но на новом уровне создают ткань самого известного произведения Гессе — философского романа «Игра в бисер» (1943). Он посвящен «паломникам в страну Востока».

Этот образ взят из повести Гессе «Паломничество в страну Востока» (1930), где Восток — не какая-то реальная страна или регион, а присутствующий всюду и нигде конкретно мир романтики, гармонии, идеала, добра. «Игра в бисер» написана якобы Магистром Игры государства Касталия хронистом Иозефом Кнехтом в далеком будущем.

XX в. в его записках вспоминается как «фельетоническая эпоха», утратившая всякую духовность. В Касталии, напротив, царит культ Духа, достигнут полный отказ от прагматизма.

Высшее воплощение этого культа — Игра в бисер: «Игра в бисер есть игра со всеми смыслами и ценностями нашей культуры, мастер играет ими, подобно тому как в эпоху расцвета живописи художник играл красками своей палитры». Кнехт осознает гибельность такого отрыва от жизни и бежит из Касталии. Но, став воспитателем сына своего друга юности Дезиньори, он не успевает воплотить свой план: соревнуясь с учеником в плавании, он тонет в горном озере.

Используя черты притчи, параболы, утопии, антиутопии, сатиры, памфлета и других жанров, Гессе, как в музыкальной партитуре, сплавляет их в философский роман, ставя вопрос о взаимоотношении высокой культуры и обыденной жизни, не давая его решения, а обозначая его сложность.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector