Г. Гулак-Артемовский «Рыбак», Е. Гребенка «Украинская мелодия», Н. Костомаров «Соловушка»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: ознакомить учеников с литературой украинского романтизма, ее идейно-художественными особенностями; охарактеризовать жизнь и творчество программных поэтов-романтиков, проанализировать их поэзии; развивать память, внимание, наблюдательность, умение анализировать поэтические произведения, предоставлять соответствующий комментарий относительно их идейно-тематического направления, строить заключения, соотносить события в жизни писателя с его творчеством; воспитывать любовь к литературе, поэтическому слову, чувству уважения к художникам-романтикам, прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование умений.

Оборудование: портреты поэтов-романтиков (П. Гулака-Артемовского, Е. Гребенки, Н. Костомарова), библиотечка их произведений, иллюстрации к содержанию программных поэзий, материал о романтизме в украинской литературе, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Литературная игра «Создай пару» (по страницам жизни и творчества Г. Квитки-Основьяненко).

Условия игры: ученики класса распределяются на две команды, выбираются капитаны, состав жюри. Победителями будут считаться те, кто в течение 6 минут предоставит больше всего правильных ответов, т. е. образует пары.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

Мечта о равенстве всех людей, устремление к справедливости, добру, красоте нашли свое выражение в романтических произведениях.

Из литературной критики.

Бывает миг какого-то потрясения: Увидишь мир, как впервые в жизни, Обычная туча, серая и осенняя, Пропишет вдруг краски золотые.

Л. Костенко.

1. Вступительное слово учителя. История возникновения романтизма в украинской литературе.

Романтическое изображение жизни возникало параллельно с реалистическим еще в глубокую давность. Проявилось оно в произведениях разных жанров старинных литератур: в сказках, легендах, мифах, идиллиях, приключенческих повестях и романах, позднее - в балладах, феериях и т. п. Название этого метода появилось через много веков; происходит оно от слова «романский», что употреблялось сначала для определения произведений, написанных не на латинском, а еа каком-то языке из романской группы индоевропейской семьи - французском, итальянском, испанском, португальском, румынском. В первой половине ХVIII ст. в английской литературе в слово «романский» начали вкладывать другое содержание: это что-то сверхъестественное, необыкновенное, странное, таинственное.

2. Связь романтизма с национальным движением.

Под влиянием французской революции 1789-1794 годов в Европе и Америке усилились антифеодальное и национально-освободительное движения. И вдобавок идеалы революции - «свобода, равенство, братство» в буржуазном обществе не были воплощены в жизнь. Капитализм утвердил господство «денежного мешка», новые формы эксплуатации и угнетения человека человеком, бездуховность, мещанство. Это вызвало у прогрессивно настроенных кругах тогдашнего общества уныние, разочарование, непринятие существующих порядков. Начались поиски нового идеала. Однако, остро возражая современный порядок, передовые люди невыразительно представляли себе то государственное устройство, которое могло бы обеспечить счастливую жизнь всех граждан. Отсюда - погружение в мечтательный мир, созданный воображением.

3. Идейно-художественные особенности романтизма.

3.1. Понятие о романтизме.

Романтизм - одно из ведущих направлений в литературе, науке и искусстве, который возник в конце ХVIII ст. в Германии и существовал в литературе Европы и Америки в первой половине ХIХ ст. Романтики выступали против нормативности классицистического искусства, против его канонов и ограничений. В художественном творчестве романтизм проявлялся в показе идеального героя, его духовного мира и его идеалов, ради которых он вступает в борьбу.

Основной чертой романтизма является трагический двумир: герой сознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и вместе с тем желает жить в этом мире с этими несовершенными людьми, мечтает быть ими понятым и принятым.

В новой европейской литературе как целиком определенный, своеобразный творческий метод романтизм начал формироваться в творчестве немецких писателей (Й. В. Гете, Г. Гейне и др.).

3.2. Признаки направления:

• изображение исключительных людей в необыкновенных обстоятельствах;

• показ непересекающихся событий, чаще всего трагических (таинственные убийства, похищения, колдовство, измена, разлука и т. п.);

• наличие фантастики (фантастические события, сказочные герои, чудодейственные предметы, сверхъестественные обстоятельства и ситуации);

• доминанта субъективного над объективным, стремление не воссоздать, а превратить действительность, тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах);

• идеализация патриархальных отношений;

• лирический герой находится в гармонии с природой и естественной жизнью;

• большая роль во всех родах литературы национально-исторической тематики.

3.3. Тематическая направленность:

• историческое прошлое Украины с ее демократическим укладом, казацкой вольницей;

• победоносная борьба против внешних врагов;

• изобличение и осуждение пороков общественного порядка (защита обиженного люда, выражение глубокого сочувствия ему).

3.4. Конфликт - между человеком и обществом.

Отображение мира сильных чувств героя, показ его исключительности, духовного благородства, способности к подвигу и вместе с тем изобличение никчемности, несовершенства существующего уклада жизни.

3.5. Основные герои романтических произведений - казаки, в частности запорожцы, самоотверженные защитники Родины, и народные певцы (кобзари, лирники, бандуристы) - выразители дум и ожиданий украинского народа, творцы и хранители национальной культуры. Рядом с образами реальных людей (казаков, гетманов, крестьян, ремесленников и других) нередко действовали мифические - русалки, ведьмы, вурдалаки, упыри и т. п. Все романтические герои высоконравственные или низкие духом, чрезвычайно красивые или очень безобразные.

3.6. Романтические пейзажи также необыкновенные, нередко страшные: дикие горы, глубокие ущелья, страшные чащи, бесконечные пустыни, заброшенные кладбища, разбуженное море, цыганский лагерь, бушевание стихий или сверхъестественная тишина.

3.7. Литературные роды - лирика и лиро-эпос. Из фольклора в литературное употребление были перенесены такие жанры, как песня, дума, мысль, баллада, легенда, сказка, из других литератур - поэма, элегия, романс, мадригал и т. п. Под влиянием исторических песен и дум романтики создали новую разновидность поэмы - историко-героическую.

3.8. Временные границы романтического направления в украинском литературном процессе охватывают конец 20-х - 40-х гг. ХIХ ст. Первыми произведениями, которые начали новое направление, были поэзии П. Гулака-Артемовского «Рыбак» и Е. Гребенки «Лодка». Но ведущая роль принадлежит так называемой Харьковской школе романтиков,- кружку, основателем которого был профессор И. Срезневский. В разное время в нем принимали участие такие преподаватели и студенты университета: Л. Боровиковский, А. Метлинский, Н. Костомаров, О. Шпигоцкий, П. Гулак-Артемовский, С. Писаревский, М. Петренко. Кружковцы писали не только романтические художественные произведения, а и научные исследования по проблемам истории и филологии, собирали образцы фольклора, печатали их отдельными книжками, издавали журналы и альманахи.

К романтическому направлению принадлежит творчество и таких писателей, как О. Афанасьев-Чужбинский, О. Бодянский, П. Билецкий-Носенко и др.

Высочайшего развития романтизм достиг в раннем творчестве Т. Шевченко.

4. Обработка жизненного и творческого пути программных поэтов-романтиков

4.1. Петр Петрович Гулак-Артемовский. (27.01.1790-13.10.1865).

Жизнь и творчество.

Замечательное знание украинского фольклора.

П. Гулак-Артемовский предоставляет неповторимый национальный колорит распространенному сюжету о романтической любви юноши к русалке.

Г. Федченко.

Сообщение № 1. Детство, годы обучения.

Родился П. Гулак-Артемовский 27 января 1790 года в Городище на Киевщине в семье священника.

С одиннадцати лет мальчик учился в бурсе, а со временем - в Киевской академии, в которой пробыл до 1813 года. Вспоминая о том обучении, писатель рассказывал, каких злоключений испытывал: в свободное от уроков время бегало по базару и собирал остатки от чумацких обедов, просил у Христа совета, чтобы его подвезли домой.

Академию оставил, не закончив обучение. Современники повествовали, якобы из-за смерти любимой девушки. Но документы свидетельствуют, что Петра Артемовского уволили из духовного звания в светское, чтобы он мог выбрать род занятий. Подобные «освобождения» практиковались тогда из-за недостатка вакантных поповских мест в приходах.

Сообщение № 2. Учительствование, преподавательская деятельность.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector